Hosted by uCoz






Пользовательского поиска

Пословицы и поговорки


     Пословицы и поговорки - один из самых древних, любимых и наиболее распространенных видов русской народной поэзии. В форме кратких образных изречений они суммируют жизненный, социально-исторический опыт трудящихся масс. Это поэзия "ходячей, житейской, практической философии народа", как сказал В.Г. Белинский, определяя характерные особенности этого вида народного творчества.
     А.М. Горький указывает, что "искусство слова родилось в глубокой древности из процесса труда людей. Причиной возникновения этого искусства служило стремление людей к организации трудового опыта в словесных формах, которые наиболее легко и прочно закреплялись в памяти,- в формах двухстиший, "пословиц", "поговорок", трудовых лозунгов древности".
     Пословицы и поговорки - очень близкие и не всегда легко отличимые друг от друга виды народной поэзии.
     Поговорка - это образное устойчивое ходовое выражение, часто иносказательное, которое употребляется при одинаковых или сходных обстоятельствах и не имеет переносного значения.
     Например, вместо : "Он глуп", поговорка иносказательно говорит: "У него не все дома", "Одного винтика нехватает". Вот наиболее типичные поговорки: "Его голыми руками не возьмешь", "Гляди в оба", "Век живи-век учись", "В ус не дует", "Жди у моря погоды", "Вилами на воде писано".
     Пословица - образное изречение, обобщающее действительность через конкретное наблюдение или индивидуальный образ и используемое в переносном смысле. В отличие от поговорки, пословица имеет законченное, полно выраженное суждение. Например, выражение: "Чужими руками жар загребать" - поговорка, а полное суждение будет: "Чужими руками жар загребать легко". Это уже пословица. Пословица "Тише едешь-дальше будешь" имеет в виду любое дело, требующее вдумчивости и осторожности при его выполнении; "Близок локоть, да не укусишь" - говорит не только о локте, но о любом труднодосягаемом, хотя и близком предмете. Пословица: "Медведь корову дерет, да сам же и ревет" подразумевает не медведя, а насильника и лицемера.
     Многие пословицы обладают ритмом, построены на созвучиях и рифмах: "Добрый указ-человеку что глаз", "Мели, Емеля, твоя неделя". Некоторые пословицы весьма сложные по форме, например: "Сбил, сколотил - вот колесо. Сел да поехал - ох, хорошо! Оглянулся назад: одни спицы лежат".
     Вместе с народом и его историей пословицы и поговорки прошли длительный путь развития и совершенствования. Установить хронологию пословиц черезвычайно трудно. Ряд бытующих в наше время пословиц встречается еще в летописях, в произведениях древнерусской литературы.
     Знамениты, например, приведенные летописью пословицы: "Руси есть веселие пити,- не может без того быти" (Ипатьевская летопись, 980г.), "Мир стоит до рати, а рать - до мира" (1148г.).
     Множество древнейших пословиц исчезло из памяти народа вместе с языческими верованиями и старинным укладом жизни, но некоторые из них сохранились. Они рассказывают о древнерусском быте, например: "На одном вече, да не одни речи", "Язык - стяг, дружину водит", "Повинную голову и меч не сечет", "Венчали вокруг ели, а черти пели" и т.п.
     Пословицы и поговорки - создание миллионов творцов, плод их многовекового коллективного труда. В ходе развития общества нарождались новые пословицы и поговорки, уходили из жизни старые, уже не отвечавшие нуждам времени.
     В классовом обществе пословицы и поговорки выполняли роль идеологического оружия трудящихся масс в борьбе с эксплуататорами.
     Самодержавно-крепостнический гнет вызывал со стороны трудового народа протест, борьбу за освобождение от эксплуатации. Закрепощенные крестьяне не мирились с неволей, с произволом помещиков и чиновников. В пословицах и поговорках отчетлива отражена тема классового антагонизма, социального неравенства, богатства и бедности, насилия и бесправия, труда и эксплуатации, борьбы и свободы. Позднее с такой же тематикой возникали и жили пословицы среди рабочего класса. Многие пословицы превосходно показывают зависимость господствующих классов от народа и его труда: "Крестьянскими мозолями и бары сыто живут", "Не будет лапотника, не будет и бархатника".
     Разящей сатирой, меткой шуткой, острым словом народ гневно клеймил своих врагов, разоблачал общественные пороки - взяточничество, волокиту, ложь и несправедливость. Созданные пословицами образы народных притеснителей - барина, царского воеводы, чиновника, судьи, попа и т.д. - имеют огромное историко-познавательное значение. По своей яркой типичности, правдивости и художественному мастерству они не уступают, а порой значительно дополняют такие же образы, нарисованные в других жанрах народной поэзии,- сказках, песнях, былинах.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования