Пользовательского поиска

Декабристы Петербурга


     Движение декабристов развернулось на фоне глубоких социально-экономических сдвигов, происшедших в жизни России первых десятилетий XIX века. Эти социально-экономические перемены и явились почвой, на которой сформировалась идеология будущих дворянских революционеров.
     Противоречия отсталого феодально-крепостнического строя с постепенно развивавшимися прогрессивными для того времени буржуазными отношениями требовали коренных изменений в экономической и политической областях жизни страны. Эти противоречия декабристы воспринимали как несоответствие интересов закрепощенного народа и стремлений правительства, которое защищало и ограждало всей мощью военно-полицейского государства сложившуюся государственную систему.
     В начале XIX в. Россия - одна из крупнейших европейских держав - была экономически наиболее отсталой. К 1830-м годам около 45 % всего населения страны составляли крепостные крестьяне, которых насчитывалось более 20 миллионов человек. Около 15 миллионов государственных, удельных и других групп крестьян относились к категории полусвободного населения. Лучшие люди России воспринимали крепостное право не только как тормоз дальнейшего развития страны, но и как нравственный ее позор, как глубочайшее оскорбление национальной гордости. "Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало",- говорил на следствии П.И. Пестель.
     "Негры на плантациях счастливее многих помещичьих крестьян. Продавать в розницу семьи, похищать невинность, развратить жен крестьянских считается ни во что и делается явно. Не говорю уже о барщине и оброках, но есть изверги, которые раздают борзых щенков для выкормления грудью крестьянок",- писал А.А. Бестужев.
     Особенно обострилось отрицательное отношение к крепостничеству после Отечественной войны 1812 г., которая дала будущим декабристам возможность по достоинству оценить свой народ, понять силу его патриотизма и героизма. Во время заграничных походов 1813-1814 гг. они убедились в преимуществах более демократического устройства ряда стран Европы. Многие будущие члены тайных обществ были участниками войны и прошли славный боевой путь от Москвы до Парижа. Среди них братья С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, И.Д. Якушкин, С.П. Трубецкой, В.Д. Давыдов, В.И. Штейнгель, Г.С. Батенков, С.Г. Волконский и, наконец, Н.М. Муравьев, который в годы войны был еще мальчиком и тайком бежал из дома в армию. Почти все будущие декабристы - участники войны- отмечены боевыми наградами.
     "Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью для блага отечества, было влечением сердца",- писал М.И. Муравьев-Апостол.
     Русские солдаты и ополченцы, освободившие Европу от нашествия Наполеона, после войны снова возвратились под гнет офицеров и помещиков. Всеобщие ожидания облегчения солдатской службы и свободы крестьянам как платы за кровь, пролитую в боях за родину, не оправдались. Ответом на эти ожидания была смехотворная фраза в правительственном манифесте 30 августа 1814 года, посвященном победному завершению войны: "Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду свою от бога...".
     "Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа",- роптали бывшие ополченцы.
     Страна была разорена. "Войска Наполеона, как саранча, оставили за собой надолго семена разрушения",- свидетельствовал А. Бестужев. Помещики восстанавливали свои хозяйства за счет усиления эксплуатации крепостных: увеличивали барщину, повышали размер оброка, отбирали под свою запашку крестьянские земли. Многие села, по которым прошел враг, после войны скудели и вымирали. Будучи не в состоянии не только платить подати, но и вообще выжить, крестьяне нередко целыми семьями бросали свои дворы и бежали в город, а также на юг в приазовские и задонские степи. Толпы нищих и бродяг скитались по дорогам России.
     Между тем правительство не только не принимало меры к облегчению положения крестьян, но законодательно расширяло и укрепляло власть помещиков над крестьянами и еще больше усиливало ярмо крепостничества. В 1815 году был издан закон, по которому все крестьяне, записанные за помещиками, были лишены права "отыскивать вольность" и признавались "крепкими" своему владельцу. До этого времени формально действовал закон 1754 года, по которому оканчательно закрепощенными считались лишь крестьяне, записанные по первым двум ревизиям XVIII века.
     В 1822 году было возобновлено отмененное в 1809 году право дворян ссылать крепостных в Сибирь без следствия, суда и без ограничения срока. В 1823 году особый указ подтверждал монополию этого сословия на владение крепостными людьми.
     Жестокий помещичий произвол, разорение крестьян, крушение их надежд на улучшение положения после войны вызывали массовые крестьянские восстания. В царствование Александра I они были постоянным явлением социальной жизни страны.
     В 1815 году восстали крестьяне помещика Кирьякова в Полтавской губернии. Противясь насильственному переселению, они оказали вооруженный отпор солдатам, присланным для их усмирения.
     В 1816 году крепостные князей Гагариных в Рязанской губернии потребовали смены бурмистра и отказались работать на барщине, пока уездный предводитель не пообещал удовлетворить их требования. В 1818 г. для подавления волнения в том же имении был вызван уже карательный отряд.
     К 1820 г. крестьянское движение охватило Приазовье и Нижний Дон, где 256 селений, насчитывавших более 30 тыс. человек, выступили с требованием свободы, так как помещики стремились закрепостить русских и украинских переселенцев.
     Происходили в то время и волнение фабричных рабочих. Эта была стихийная борьба тех же крепостных, временно отданных на фабрику, которая являлась для них формой каторжной барщины.
     После Отечественной войны впервые в истории России возникли солдатские волнения и восстания военных поселян. Они были вызваны царившими в армии фрунтоманией и системой палочной муштры, бесправием солдат, грубостью, жестокостью и самодурством невежественных офицеров. Офицеры обращались с солдатами как с собственными крепостными, заставляя их, помимо бесконечных служебных учений, работать в своих хозяйствах. Палочный режим в армии насаждал всесильный временщик Александра I Аракчеев, который фактически управлял страной.
     С его именем связаны и печально известные военные поселения, учрежденные Александром I. Они получили широкое распространение с 1816 г. Содержание армии после войны было особенно дорогим, и поэтому целые полки солдат размещали в особых селениях и заставляли их заниматься хлебопашеством и животноводством, чтобы прокормить себя. В разряд военных поселян переводили также государственных крестьян тех деревень, в которых размещали полки. К концу царствования Александра I насчитывалось около 357 тыс. крестьян, переведенных на положение военных поселян.
     Жизнь военных поселян была невыносимо тяжелой, так как в ней тяжелый крестьянский труд сочетался с жестокой муштрой строевого обучения и с работами по устройству поселения. При этом все подчинялось строгому казарменному распорядку.
     "Неизбежным следствием таких двойных требований.. было то, что солдатам военных поселений доставалось вдвойне: плохо вспаханное поле - палки, плохо вычищенная амуниция - палки, палки за все и про все",- писал офицер-современник. Солдаты-поселенцы голодали, болели и умирали тысячам. К тому же у поселян отбирали детей, помещая их в особые "школы кантонистов" для подготовки будущих унтер-офицеров.
     Выступления крестьян против перевода в разряд военных поселян и восстания поселенных полков происходили непрерывно. Крупнейшим из таких выступлений было восстание Чугуевского и Таганрогского уланских полков а июле 1819 г., беспощадно подавленное. Около 2 тыс. участников было арестовано и 275 приговорено к смертной казни.
     Волнения стали возникать и в императорской гвардии, которая являлась оплотом самодержавия. События в Семеновском полку в Петербурге, происшедшие в 1820 г., поколебали уверенность самодержавия в незыблемости этой опоры.
     Семеновский полк - старейший полк русской гвардии, шефом его был сам император. Командовал полком боевой, заслуженный генерал Я.А. Потемкин. Полк пользовался привилегированным положением. В нем не применялись телесные наказания солдат, и благодаря честным и гуманным офицерам, не обворовывавшим нижние чины, они имели приличное довольствие и относительную свободу в неслужебное время. Такой "либерализм" в лучшем гвардейском полку не нравился царю. В 1820 г. с "либерализмом" решено было покончить, сменив командира полка. Во главе полка был поставлен немец Шварц, известный своей жестокостью и грубостью. При нем, по воспоминаниям декабриста Н.И. Лорера, "учения и служба солдат были превращены в истязания... Шварц издевался над старыми служивыми, рвал им усы и бакенбарды, плевал в лицо". Он с утра до ночи, даже по воскресеньям и в праздники, заставлял солдат заниматься бесконечной муштрой, сопровождая учения руганью и побоями. Солдаты не выдержали изощренных издевательств и подали жалобу на Шварца, прося заменить его другим командиром. В результате весь полк, осмелившийся выступить против ненавистного начальства, был отправлен в Петропавловскую крепость, а затем расформирован. Это было расценено как бунт.
     Большинство будущих декабристов были помещиками и служили в армии. Они ежедневно и в деревнях, и в армии видели проявление несправедливостей и жестокостей крепостнического строя, которые вызывали у них глубокий протест и впоследствии побудили их выступить за отмену крепостного права, за улучшение положения солдат, за ликвидацию рекрутчины и сокращения срока службы.
     Не только порядки в армии и положение крестьян вызывали протест передовых дворян, но и вся внутреняя политика Александра I. В области народного образования насаждалось религиозное мракобесие, из университетов изгонялись передовые профессора, строгости и придирки цензуры доведены были до полной бессмыслицы.
     "Солдаты роптали на истому учениями, чисткою, караулами, офицеры - на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры - на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безусловной покорности; ученые - на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в брожении", - писал о России накануне восстания декабристов А.А. Бестужев.
     В поисках путей дальнейшего развития России прогрессивно мыслящие дворяне обращались к изучению исторических и философских произведений францкских просветителей и материалистов Вольтерна, Дидро, Гельвеция, Голььаха и работ английских экономистов Смита, Сея и других. Содержавшаяся в этих произведениях критика феодальной системы, провозглашение принципов свободы, разума и естественных прав человека жадно воспринимались русскими читателями и встречали у них полное сочувствие. Будущие революционные преобразования в России декабристы мыслили как звено революционных событий в Европе.
     Каждый век, указывал П.И. Пестель, имеет "свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англия и Турция, сих двух противуположностей.. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать".
     Вскоре после окончания Отечественной войны 1812 г. стали возникать офицерские товарищества в полках - так называемые артели, которые имели не только хозяйственно-бытовую (устройство общих обедов и пр.), но и идейную основу. Это были союзы единомышленников, увлекавшихся чтением социально-политической литературы и горячо осуждавшие жестокие порядки в армии и общую реакционную атмосферу в стране. Наиболее известны из них так называемая "Священная артель" офицеров Генерального штаба, возникшая в 1814 г. (туда входили некоторые лицейские товарищи А.С. Пушкина), а также артель офицеров Семеновского полка - ядро будущего первого политического общества декабристов,- сложившаяся в 1815 г.
     Мысль об организации этого общества возникла у офицеров Генерального штаба А.Н. и Н.М. Муравьевых, объединившихся с офицерами-семеновцами - братьями С.И. и М.И. Муравьевыми-Апостолами, С.П. Трубецким и И.Д. Якушкиным. Эти шесть человек и создали в 1816 г. тайное общество "Союз спасения". Вскоре в общество были приняты М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.А. Долгоруков и другие. В конце 1816 г. были выработаны программа и устав, текст которого до нашего времени не сохранился. После разработки устава Союз спасения стал именоваться "Обществом истинных и верных сынов отечества". Целью его была провозглашена борьба за введение конституционной монархии и ликвидацию крепостного права.
     Наиболее удобным временем введения конституции Союз спасения уже тогда считал момент смены монархов на престоле. Чтобы требование представительного правления было поддержано общественным мнением, будущие декабристы считали необходимым "воздействовать" на него, то есть вести пропагандистскую деятельность, осуждать отрицательные явления действительности, а также пополнять общество новыми членами, которые должны стремиться занять ответственные посты по службе, чтобы обеспечить наиболее быстрый переворот и введение нового государственного устройства. Союз спасения насчитывал в своих рядах немногим более 30 человек. Он имел филиал в Митаеве, куда в 1817 г. был переведен на службу П.И. Пестель. Устав общества предусматривал строгое сохранение тайны организации.
     С ростом численности организации в ней наметились разногласия: некоторые новые участники Союза считали, что цели общества следует ограничить мирной пропагандой, наиболее решительные обсуждали вопрос о цареубийстве.
     В начале 1818 г. Союз спасения был реорганизован. В новое общество, получившее название "Союз благоденствия", вошли почти все члены Союза спасения С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.Н. Муравьев и П.П. Колошин составили программу нового общества - так называемую "Зеленую книгу". Программа была составлена в Москве, куда еще летом 1817 г. выступила часть гвардии, сопровождавшая царский двор на церемонию торжественной закладки храма в честь окончания Отечественной войны 1812 г.
     Союз благоденствия более четко определил свои задачи. Одной из главных задач считалась борьба за выработку "общего мнения" против самодержавия и крепостного права. Для этого, как считали члены общества, было необходимо увеличивать его численнось, а также создавать или подчинять влиянию общества различные легальные организации. Согласно уставу каждый член Союза благоденствия должен был действовать в одной из четырех "отраслей": "человеколюбия" (работать в благотворительных обществах), "образования" (влиять на школы и воспитание юношества), "правосудия" и "общественного хозяйства". Наконец, когда общественное мнение в стране в пользу реформ будет создано, на что отводилось не менее 10 лет, наступит, как полагали декабристы, время революции, безболезненной и мирной.
     Вскоре Союз благоденствия насчитывал уже около 200 членов, а его легальные организации - литературные, научные, педагогические, военные - объединяли многих замечательных передовых представителей русской культуры.
     В условиях растущего крестьянского движения в стране и революций в Западной Европе взгляды декабристов становились радикальнее. Встал перед ними и вопрос о новой тактике. Десятилетиями ждать намеченных изменений казалось уже невозможным, декабристы пришли к мысли о необходимости активного военного переворота.
     Это снова привело к разногласиям, а вскоре и к расколу в рядах Союза. Либерально настроенные члены были сторонниками постепенного просвещения и гласного правосудия, но без коренного изменения государственного устройства и превращения Союза в противоправительственный лагерь. Более радикально настроенная группа стояла за полную ликвидацию крепостного права и конституционную монархию, а при соответствующих обстоятельствах допускала возможность установления республики активными насильственными действиями (она явилась впоследствии организационным центром Северного общества декабристов).
     Дальнейшая деятельность Союза при таких разногласиях стала невозможной. Решено было созвать съезд петербургских, московских и тульчинских представителей, чтобы решить вопрос о судьбе организации. Съезд состоялся в Москве в январе 1821 г. В Петербурге в это время никого из декабристов не было, так как гвардия в связи с революционными событиями в Европе была переведена поближе к границе, в Литву. Московский съезд руководителей управ во главе и Н.И. Тургеневым и М.А. Фонвизиным объявил Союз благоденствия распущенным. Этой мерой наиболее решительные члены общества надеялись отсеять колеблющихся, чтобы организовать новое общество, способное к решительным действиям и строго конспиративное. Программу этого нового общества должна была составить специальная группа.
     После роспуска Союза благоденствия возникли два тайных общества - Северное и Южное. Организаторами Северного общества, созданного в Петербурге, были Н.И. Тургенев и Н.М. Муравьев. По возвращении гвардии в Петербург в 1822 г. к ним присоединилась группа офицеров, прежних членов Союза благоденствия: С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский и другие. Н.М. Муравьев приступил к созданию конституционного проекта будущего государственного устройства, который предполагалось представить как программу действий Северного общества. Общество возглавляли выборные "директора", но до 1823 г. организацией фактически единолично руководил Н.М. Муравьев.
     Южное общество, которое создавалось из радикального крыла Союза благоденствия, возникло раньше Северного. Оно было организовано сразу же после московского съезда. Почти все его члены служили офицерами в полках 2-й армии, расквартированной на Украине.
     В Тульчине, где сообщение о роспуске Союза благоденствия вызвало почти единодушное негодование, организацию нового общества взял в свои руки П.И. Пестель. Созданное в марте 1821 г. Южное общество делилось на территориальные управы по местонахождению полков. Управы возглавлялись наиболее деятельными офицерами. Во главе всего общества стояли директора, избиравшиеся управами. Южное общество сразу приняло республиканскую программу и тактику военной революции.
     К 1823г. в Южном обществе было три управы: Тульчинская, Васильковская и Каменская. Тульчинская управа располагалась в городке Тульчин, где квартировал Вятский пехотный полк, которым командовал Пестель. Он и возглавлял Тульчинскую управу. Васильковская управа под руководством С.И. Муравьева-Апостола располагалась в районе квартирования Черниговского полка, в котором он служил после семеновской "истории" и расформирования Семеновского полка. Во главе Каменской управы стоял В.Л. Давыдов. Центром ее было имение Давыдова Каменка, вблизи которой жили и служили многие члены Южного общества. Директорами общества были избраны П.И. Пестель, его ближайший помощник А.П. Юшневский и Н.М. Муравьев, который осуществлял связь с Северным обществом. В 1825г. незадолго до восстания в число директоров был введен и С.И. Муравьев-Апостол.
     С 1822г. члены Южного общества ежегодно собирались в Киеве во время так называемых контрактовых ярмарок, обсуждали задачи общества. Программой Южного общества стала написанная Пестелем "Русская правда". Это был первый конституционный проект республиканского характера в истории русского революционного движения.
     "Русская правда"- своеобразный наказ будущему временному правительству, которое должно было установиться после свержения самодержавия до выборов верховного органа будущей республики - Народного веча. Она объявляла о низвержении самодержавия, уничтожении крепостного права и сословных преимуществ, провозглашала равенство всех граждан и установление республиканского строя. Утверждалась свобода вероисповедания, слова, печати, гласность и нелицеприятие суда.
     Согласно этому конституционному проекту половина помещичьей земли подлежала конфискации при частичной компенсации владельцевза счет государственных средств. Конфискованные земли наряду с казенными предполагалось раздать крестьянам. Вторая половина сохранялась как собственность помещиков в их владении.
     Высшим органом республики становилось Народное вече, которое избирали мужчины, достигшие двадцати лет, вне зависимости от имущественного ценза. Народное вече избирало свой исполнительный орган - Державную думу из пяти человек. Этому правительству подчинялись 10 министерств, которые должны были руководить всеми областями жизни страны. "Блюстительная" власть принадлежала Верховному собору из 120 пожизненных членов.
     Пестель считал, что диктатура временного правительства до избрания Народного веча должна продолжаться 10 лет. За это время необходимо осуществить все радикальные преобразования. Согласно "Русской правде" кроме верховной власти устанавливалось местное самоуправление, предусматревавшее деление России на 10 областей и 50 округов.
     При всей своей дворянской ограниченности "Русская правда" являлась наиболее демократическим вариантом революционной программы декабристов, при осуществлении которой могло начаться быстое движение страны по пути буржуазного развития.
     Программным документом Северного общества стала конституция, написанная Н.М. Муравьевым. В отличие от "Русской правды" она никогда не была одобрена до конца всеми членами общества. Существовали три ее редакции, но каждая отражала взгляды лишь части членов организации, главным образом умеренного ее крыла. Конституция объявляла создание конституционно-монархического государства с выборными органами, в котором политические права ограничивались имущественным цензом: они предоставлялись лишь людям состоятельным - владельцам крупного имущества. В ней предусматривалось уничтожение крепостного права, но с сохранением помещичьего землевладения и с ограниченным наделением крестьян землей. Уничтожались сословия, и вводились равенство всех перед законом. Россия провозглашалась федерацией, в которой верховная власть принадлежала выборному Народному вечу, а императору вверялось лишь исполнительная власть. Провозглашались политические свободы, объявлялось немедленное уничтожение военных поселений.
     В конституции Муравьева была изложена программа буржуазных революционных преобразований России, и она, несомненно, имела большое значение в идейной жизни Северного общества.
     Несмотря на различное решение многих программных вопросов в Северном и Южном обществах, общее стремление к уничтожению или ослаблению самодержавия, крепостного права и сословного строя сближало их и давало надежду на возможность их объединения. Пестель настаивал, чтобы "Русская правда" была безоговорочно принята северянами, однако они колебались признать некоторые ее положения.
     С начала 1823г. начались переговоры представителей Южного и Северного обществ в Перербурге. В 1824г. в Петербург приехал сам Пестель. В итоге его совещаний с северянами вопрос о слиянии обществ был временно отложен. Обе организации оставались самостоятельными, но приняли решение, что ни одна не выступит без согласия и поддержки другой. Было намечено в 1826г. провести съезд уполномоченных, которые должны были избрать общих руководителей для всей организации.
     При наличии программных расхождений тактические принципы обоих обществ были едины: и южане и северяне признавали только военную революцию и иной силы для осуществления своих замыслов, кроме армии, не видели. Оба общества одинаково оценивали современное состояние России и необходимость преобразований.
     Для работы над общей программой С.П. Трубецкой в 1824г. приезжал в Киев, где оставался почти год в качестве дежурного офицера штаба 4-го корпуса, и вел переговоры с Васильковской управой.
     Южане стремились к объединению не только с северянами. Они встречались в Киеве и вели переговоры с членами революционной польской организации "Польское патриотическое общество". Незадолго до декабря 1825г. Южное общество объединилось с революционной организацией "Общество соединенных славян", возникшей еще в 1818г.
     В 1823г. его основатели - офицеры-артиллеристы братья Борисовы - в городе Новограде-Волынском, где была расположена их батарея, встретились с членом "Польского патриотического общества" Ю.К. Люблинским, отбывавшим там ссылку. Люблинскому, очевидно, принадлежала мысль о внесении ряда изменений в программу общества. Тогда оно и получило название "Общество соединенных славян", а его программа была изложена в так называемых "Правилах", или "Катехизисе". "Славяне" были решительными противниками самодержавия, крепостничества, сословных и религиозных ограничений и ставили своей целью создание демократической федерации славянских общин.
     В конце августа 1825г. "славяне" узнали о существовании Южного общества, в первых числах сентября состоялось обсуждение возможности их слияния, и вскоре появилась новая - Славянская - управа Южного общества.
     19 ноября 1825г. в Таганроге неожиданно умер Александр I. В стране наступило междуцарствие. Между тем еще до смерти Александра I правительство из доносов предателей узнало о существовании тайных обществ. Заговорщики тоже имели некоторые сведения о раскрытии обществ. Все эти обстоятельства разрушили прежние планы об объединении Северного и Южного обществ и об их совместном выступлении. В сложившейся обстановке необходимо было действовать безотлагательно. Это хорошо понимали и северяне, и южане.
     К этому времени в Северном обществе руководящее положение заняли решительные республиканцы К.Ф. Рылеев, А.А. и Н.А. Бестужевы, Е.П. Оболенский. Изменился и состав общества. В него вступили многие офицеры Измайловского, Финляндского и кавалергардского полков. Была налажена связь с офицерами гренадерского полка, морского экипажа.
     После смерти Александра I в Петербурге у северян начались решительные и каждодневные совещания о выступлении. Положение в столице было двусмысленным и тревожным. Официально императором считался старший брат умершего царя великий князь Константин. Уже состоялось присяга всех государственных учреждений, гвардейских и армейских полков императору Константину. Однако он еще в 1823г. отрекся от престола и находился в Варшаве. Отречение это держалось в строжайшей тайне, формально после смерти царя Константин его не подтверждал, предоставляя младшему брату Николаю, в пользу которого он отрекся, обнародовать это самому.
     13 декабря Николай подписал манифест о своем вступлении на престол, и на 14 декабря была назначена присяга, или, как говорили тогда, "переприсяга", новому императору.
     Вечером 13 декабря на квартире Рылеева был составлен окончательный план восстания в день "переприсяги". Декабристы знали о грозящих им опасностях, но верили и в возможность успеха общего дела. "Мы так твердо были уверены, что или мы успеем, или умрем, что не сделали ни малейших сговоров на случай неудачи"- писал А.А. Бестужев.
     Восстание на Сенатской пл. было подавлено. Неудачу его предопределила пассивная выжидательная тактика декабристов, боязнь объединения и совместных действий с народом, в чем проявилась классовая ограниченность дворянских революционеров. Правительство быстро взяло инициативу в свои руки. По приказу Николая I по восставшим была открыта стрельба картечью, и после нескольких залпов они были рассеяны.
     События в Петербурге послужили сигналом к выступлению Южного общества, члены которого имели все основания предполагать, что их организация раскрыта. Действительно, правительство имело сведения о Южном обществе. 13 декабря был арестован Пестель и другие члены Тульчинской управы. Она фактически перестала существовать. Каменская управа была малочисленной и состояло из отставных офицеров, лишенных связи с солдатами. Только Васильковская управа во главе с С.И. Муравьевым-Апостолом и М.П. Бестужевым-Рюминым располагала необходимыми силами для выступления.
     25 декабря С.И. Муравьев-Апостол, находившийся в Житомире, узнал о событиях в Петербурге. К тому же ему стало известно, что командир Черниговского полка получил в Василькове приказ арестовать его. Откладывать выступление было невозможным.
     28 декабря на пути из Житомира в Васильков в деревне Трилесы Муравьев-Апостол был арестован, но утром 29 декабря члены тайного общества, возглавившие одну из восставших рот Черниговского полка, освободили его. 30 декабря в Васильке к этой восставшей роте присоединился весь Черниговский полк, который возглавили Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Вечером 31 декабря черниговцы двинулись к Житомиру, но, получив по пути известие, что егерский полк в районе Белой Церкви готов присоединиться к восстанию, направились 2 января к Белой Церкви. Не доходя до города, они узнали, что егеря уже выведены оттуда начальством. Тогда решено было идти на соединение с войсками, в которых служили члены "Общества соединеных славян".
     Однако 3 января вблизи деревни Трилесы черниговцы столкнулись с вооруженным артиллерией отрядом, посланным на подавление восстания. Восставший полк был обстрелян картечью. С.И. Муравьев-Апостол, раненный в голову, был арестован. Каратели захватили также М.П. Бестужева-Рюмина и других офицеров.
     Как и в Петербурге, восстание это произошло без участия народа и было подавлено. Арестованных южан доставляли в Петербург, где уже велся допрос членов Северного общества.
     Правительство жестоко расправилось с восставшими. Пятеро руководителей движения - П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К.Ф. Рылеев и П.Г. Каховский - были приговорены к смертной казни. Остальные осужденные были сосланы в Сибирь на каторгу или поселение, разжалованы в солдаты.
     Солдат восставших полков судили особо. Некоторые из них были приговорены к жесточайшему наказанию шпицрутенами и затем к каторжным работам; основная же масса в составе сводного полка послана на Кавказ, на театр военных действий.
     Восстание декабристов в Петербурге и на юге имело большое значение в истории революционного движения России. Его высоко ценили и прогрессивные современники, и русские революционеры XIX в., продолжившие дело декабристов.
     Наиболее глубокую оценку движения декабристов дал В.И. Ленин в ряде своих замечательных работ. Он проанализировал это явление во всех аспектах - в его связи с историческим развитием России первой четверти XIX В., с общим ходом революционного движения в Европе, определил место декабристов в развитии русского революционного движения, охарактеризовал его специфические особенности, сильные и слабые стороны, его значение и традиции.
     Декабристов В.И. Ленин считал родоначальниками революционного движения в России. Недаром эпиграфом к общерусской марксистской газете "Искра" была взята строка из ответа декабриста А.И. Одоевского на стихотворное послание А.С. Пушкина друзьям в ссылку: "Из искры возгорится пламя". Тем самым была подчеркнута связь и преемственнось пролетарского революционного движения с истоками революционного русского движения - с декабризмом.
     Говоря о необходимости исторического и политического образования пролетариев, В.И. Ленин указывал, что они должны изучать движение декабристов, как первое революционное выступление против царизма. Важнейшей заслугой декабристов Ленин считал то, что они впервые выдвинули лозунг борьбы за республику.
     Отмечая значение восстания декабристов в истории России XIX в., Ленин подчеркивал, что оно в значительной степени определило пореформенную политику царизма по отношению к общественному движению, суть которой заключалась, с одной стороны, в беспощадной расправе с революционерами, с другой, в подкупе недовольных половинчатыми реформами. "..Монархи то заигрывали с либерализмом, то являлись палачами Радищевых и "спускали" на верноподданных Аракчеевых; они помнили 14-ое декабря 1825г.",- писал В.И. Ленин.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Hosted by uCoz