Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска

     Канал Грибоедова, берущий начало от р. Мойки, как бы вторит ее течению, прорезая почти 5-километровой дугой центральные районы. От других протоков его отличает узкое и очень извилистое русло с неожиданным чередованием прямых участков и крутых излучин. Петляющая лента канала особенно часто и резко меняет направление в среднем течении; сделав потом еще несколько поворотов, она впадает в Фонтанку недалеко от ее устья.
     Неширокие набережные с близко подступающими к берегам рядами домов, замкнутые перспективы коротких отрезков канала придают ему уютный, камерный характер. Лишь изредка раскрываются к набережным пространства площадей и уходящих вдаль магистралей. Строгие линии закованных в гранит берегов гармонично слиты с застывшими над водой силуэтами мостов. Среди них много легких, словно парящих пешеходных мостиков,- они составляют одну из особых примет канала. Все здесь наполнено ощущением покоя и тишины, проникнуто тонким лиризмом. Эти места нашли глубокое отражение в том образе Петербурга, который был создан русскими писателями и художниками.
     Прихотливо извивающееся русло необычно для петербургских каналов. Такая форма протока объясняется историей его создания.
     Когда-то здесь петляла мелководная речка Кривуша. Она вытекала из болота, лежавшего в районе нынешней пл. Искусств. В 1740-х гг. для осушения местности и устройство сквозной коммуникации Кривушу соединили с Мойкой Конюшенным каналом, который стал впоследствии начальным прямолинейным участком современного канала Грибоедова. В 1764-1790 гг. Кривуша была расчищена и углублена. Работы велись под руководством Ф.-В. Баура, И.Н. Борисова и И.М. Голенищева-Кутузова. Река превратилась в канал, названный Екатерининским, так как осуществили его в царствование Екатерины II. Естественные изгибы русла были в основном сохранены. Спрямленные берега оделись в гранит, набережные оградили чугунными решетками.
     Существующее наименование канал получил в 1923 г. в память об А.С. Грибоедове, который жил в одном из домов на набережной.
     Эффективная перспектива верхнего течения канала открывается с Невского пр. Замыкает ее белоколонный портик "Дома Адамини" (наб. Мойки,1). С правой стороны над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова. Его сложный живописный силуэт, яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям.
     Здание было возведено в 1883-1907 гг. как храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 г. по решению Исполнительного комитета "Народной воли" было совершено покушение на Александра II. Поэтому бытовало и второе его название - "Спас на крови".
     Имя героя-народовольца И.И. Гриневицкого, погибшего при покушении, носит расположенный здесь широкий мост с изящной ажурной решеткой (сооружен в 1907 г., пролет заменен железобетонным в 1967 г.).
     Здание храма представляет интерес как программный образец архитектуры "русского стиля" и уникальный памятник монументально - декоративного искусства. Автор проекта арх. А.А. Парланд переработал композиционные приемы и формы древнего московского и ярославского зодчества XVII в. К основному объему, увенчанному пятиглавием,примыкают колокольня с золотым куполом, два крыльца и три апсиды. Центральный шатер достигает высоты 81 м. Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и разноцветной плиткой. Они буквально испещрены декором-фигурными наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.
     Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А.А. и В.А. Фроловых по оригиналам многих художников, в том числе В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, В.В. Беляева, Н.Н. Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и в ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.
     От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903-1907 гг. на предприятии К. Винклера по проекту А.А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна.
     Старинные здания на правом берегу канала (д. 1-9) принадлежали в XVIII - начале XX в. придворному конюшенному ведомству. Последний из них - д.9 на углу Чебоксарского пер. был с 1930-х гг. средоточием литературной жизни Ленинграда. В двух верхних этажах - "писательской надстройке" - жили и работали прозаики О.Д. Форш, В.Я. Шишков, В.А. Каверин, И.С. Соколов-Микитов, М.М. Зощенко, Е.Л. Шварц, В.К. Кетлинская, Ю.П. Герман поэты В.М. Саянов, В.А. Рождественский, литературоведы Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Томашевский и другие. Творческая работа в "надстройке" не прекращалась и в суровые годы блокады.
     Рядом через канал перекинут пешеходный Итальянский мост (1950-е гг., арх. В.С. Васильковский, инж. А.Д. Гутцайт). Его фонари и перила искусно стилизованы в классицистических формах.
     Далее в застройке выделяется помпезное здание с четырехгранным куполом и огромным арочным окном по оси фасада (д.13). Сооружалось оно в 1888-1890 гг. по проекту арх. П.Ю. Сюзора для Общества взаимного кредита. Скульптурное убранство выполнено Д.И. Иенсеном и А.М. Опекушиным. Пышная отделка характерна для периода эклектики.
     Напротив стоит 3-этажное строго классическое здание с шестиколонным портиком в центре, построенное в 1801-1805 гг. по проекту Л. Руска для Коллегии иезуитов (д.8). В этом доме до 1815 г. размещался частный пансион, где воспитывались будущие декабристы А.П. Барятинский, И.В. Поджио, П.Н. Свистунов.
     Пересечение набережной с Невским пр. акцентируют угловая башня Дома книги и торжественная колоннада Казанского собора.
     Дом 24 (перестроен в 1884 г., арх. М.Ф. Петерсон, и в 1893 г., арх. П.Ю. Сюзор) после реконструкции, осуществленной в 1975 г., занимает Центральное железнодорожное бюро обслуживания пассажиров. Здесь производится предварительная продажа билетов на поезда дальнего следования.
     Одна из старейших построек на набережной - д.25, сохранивший черты стиля барокко середины XVIII в. В 1917 г. в этом доме поселился после возвращения из эмиграции видный партийный и советский государственный деятель Л.Б. Красин.
     Там, где канал делает первый на своем пути поворот, переброшен пешеходный Банковский мост, построенный в 1825-1826 гг. инж. Г. Третером. Цепи висячего моста закреплены в конструкциях, скрытых фигурами сказочных грифонов с золотыми крыльями. Эти скульптуры созданы ваятелем П.П. Соколовым. Мост назван по быв. Ассигнационному банку, обращенному главным фасадом к Садовой ул. Ныне в нем находится Финансово-экономический институт (наб. канала Грибоедова, 30-32). К набережной выходит монументальная ограда с веерообразными решетками в арках и воротами в виде портика из шести гранитных колонн (1817 г., арх. Л. Руска).
     В д.38 на углу канала и Мучного пер. с августа до декабря 1846 г. жил после поступления в Петербургский университет Н.Г. Чернышевский. Сюда он переехал из д.44 по набережной, где поселился в июне того же года, впервые прибыв в столицу.
     Соседний дом 40 является редким образцом крупного жилого здания середины XVIII в. Фасад кго в стиле барокко обработан пилястрами и фигурными наличниками (верхний этаж надстроен в 1833 г.).
     На пересечении с Гороховой ул. расположен гранитный Каменный мост, сооруженный в 1776 г. инж. И.Н. Борисовым. Плавное очертание моста прекрасно связаны с линиями набережных, выразительна упругая арка, сложенная из клинчатых блоков. Это один из лучших образцов русского мостостроения XVIII в.
     Летом 1880 г. народовольцы А.И. Желябов и М.В. Тетерка заложили под мост динамит, чтобы произвести взрыв при проезде Александра II. Но осуществить покушение тогда не удалось.
     Ниже по течению русло канала становится все более извилистым, зигзагообразным. К одному из изгибов канала выходит острым углом огромный д.50-54, построенный в 1903-1905 гг. арх. Ю.Ю. Бенуа. Средняя часть его протяженного фасада включает более старое здание (1850 г., арх. А.И. Ланге). Через канал здесь ведет чугунный Демидов мост с великолепными решетками из больших пальметок. Он сооружен в 1834-1835 гг. инж. Е.А. Адамом.
     Мост служит продолжением пер. Гривцова (быв. Демидов), названного в память о Герое Советского Союза А.И. Гривцове, павшем смертью храбрых в 1944 г.
     Вблизи Демидова моста на фасадах нескольких домов установлены особые памятные доски, которые можно увидеть только в городе на Неве. На них отмечен уровень подъема воды во время катастрофического наводнения 7 ноября 1824 г.
     В крутой излучине канала заключена небольшая Казначейская ул, пересеченая ул. Пржевальского (ныне пер. Столярный). Она названа в честь знаменитого путешественника Н.М. Прживальского, жившего в д.6 с 1881 по 1887 гг. Кварталы плотно застроены рядовыми жилыми домами. Здесь в XIX в. селились по преимуществу ремесленники и мастеровые, торговцы и мелкие чиновники. Прозаический бытовой уклад этих мест являл собой как бы изнанку северной столицы.
     Этот уголок старого города ближе всего связан с представлением о "Петербурге Гоголя" и "Петербурге Достоевского". Два великих писателя в разные годы жили и творили здесь, запечатлев в своих произведениях его своеобразный колорит.
     Н.В. Гоголь поселился на канале (ныне участок д.74) в начале 1829 г. В апреле того же года он перебрался в стоявший неподалеку 4-этажный дом каретного фабриканта И. Иохима на Большой Мещанской ул. (ныне ул. Казанская д.39). Здание это, построенное в первой четверти XIX в., хорошо видно от канала Грибоедова в перспективе пер. Столярного. В это время Гоголь издал свое первое сочинение - поэму "Ганц Кюхельгартен". Адрес этот памятен также тем, что здесь в 1828-1829 гг. жил великий польский поэт Адам Мицкевич.
     С конца 1829 по май 1831 г. Гоголь снимал квартиру в доме Зверкова на углу канала д.69 и Столярного пер. Здесь была создана первая книга "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Этот густонаселенный дом, считавшийся тогда самым высоким в Петербурге (надстроен и перестроен в 1910-1911 гг.), упоменается в "Записках сумасшедшего". Столярный пер. и ведущий к нему Кокушкин мост описаны в отрывке из незаконченной повести М.Ю. Лермонтова "Штосс".
     Спустя три с небольшим десятилетия в этих кварталах прожил пять лет Ф.М. Достоевский. Образ Екатериненского канала вошел уже в его ранее и самое лирическое произведение - повесть "Белые ночи". С сентября 1861-го до лета 1863 г. писатель жил в доме Астафьевой на углу канала и Малой Мещанской ул. (Казначейской ул., д.1/61). Здесь он закончил "Записки из мертвого дома". В этом же доме, в квартире Достоевского, в 1861-1865 гг. помещались редакции журналов "Время" и "Эпоха". Ведущую роль в этих изданиях играли Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов.
     В апреле 1864 г. писатель поселился поблизости от предыдущей квартиры - на углу Малой Мещанской и Столярного пер. д.9. В том же году он переехал в дом Олонкина на перекрестке тех же улиц (Казначейская ул., д.7), где жил до отъезда за границу в 1867 г. С этим домом связаны значительные события в жизни и творчестве Достоевского. Здесь были созданы "Преступление и наказание" и "Игрок". Здесь же он познакомился со стенографисткой А.Г. Сниткиной, ставшей его женой и надежной помощницей.
     Действие романа "Преступление и наказание" развивается вблизи канала, Сенной площади и Мещанских улиц. Городская среда воссоздана автором с поразительной достоверностью и конкретностью. Достоевский поселяет Раскольникова в Столярном переулке, Соню Мармеладову и "старуху-процентщитцу" - на "канаве" (канале).
     Современный металлический Кокушкин мост сооружен в 1946 г. по проекту инж. Б.Б. Левина и арх. Л.А. Носкова. В панораме прилегающего участка канала выделяются два здания: многоэтажный жилой д.71 с крупными эркерами и угловыми башнями, занимающий целый квартал (1886-1887 гг., арх. П.Ю. Сюзор), и дом 76 с монументальным колонным портиком (1946-1947 гг., арх. М.А. Шепилевский).
     На набережную (д.75) выходит здание быв. Съезда мировых судей. Здесь в 1893-1895 гг. часто бывал В.И. Ленин, занимавшийся юридической практикой в качестве помощника присяжного поверенного. Главный фасад этого здания, построенного в 1884-1885 гг. по проекту арх. И.С. Китнера, обращен к Гражданской ул., д.26.
     На пересечении канала с пр. Майорова (ныне Вознесенский пр.),названным в память о герое гражданской войны П.В. Майорове, проходит Вознесенский мост (1957 г., инж. Б.Б. Левин). В течение почти двух столетий проспект также именовался Вознесенским - по церкви, построенной здесь, на левом берегу Кривуши, в 1728 г. и возведенной заново в 1760-х гг. арх. А. Ринальди (не сохранилась). Два угловых дома у моста связаны со страницами революционного движения.
     В д.79, где находилась гостиница "Неаполь", в конце 1825 г. поселился декабрист П.Г. Каховский. Отсюда он был доставлен на допрос в Зимний дворец. Здание надстроил в 1855 г. арх. А.И. Ланге, оформивший фасады в стиле "второго барокко". В д.78 с января 1881 г. на конспиративной квартире проходили совещания Исполнительного комитета "Народной воли" по подготовке последнего покушения на Александра II.
     Там, где канал огибает петлей Подьяческие улицы, перекинут у крутого поворота пешеходный цепной Львиный мост, сооруженный в 1825-1826 гг. инж. Г. Третером. Конструкцию держат парные фигуры львов работы ск. П.П. Соколова. Как и Банковский, этот мост обогатил пейзаж набережных, подчеркнул их уютно-живописный характер и камерный масштаб.
     Ниже Львиного моста канал вплотную подходит к Театральной пл. Здесь в начале XX в. сложился основной центр сценической жизни Петербурга.
     В д.93 до 1836 г. помещалась Театральная школа, воспитавшая актеров Е.С. Семенову и В.А. Каратыгина, танцовщиц А.И. Истомину и Е.А. Телешову. Со школой были связаны балетмейстер Ш.-Л. Дидло и драмотург А.А. Шаховский. В д.97 жили артисты А.С. Яковлев, Я.Г. Брянский, Е.А. Телешова, Каратыгины, Колосовы. В 1818-1820 гг. частым гостем Колосовых был А.С. Пушкин. Постоянно посещал он и А.А. Шаховского, который устроил в своей квартире на Средней Подьяческой ул. (д.12) домашний театр.
     На углу канала (д.90) и Средней Подьяческой ул. расположено живописное по силуэту здание с угловой башней и многофигурной скульптурной композицией. Оно было построено в 1905-1907 гг. для 1-го общественного (Екатерининского) собрания по проекту арх. О.Р. Мунца инж. Н.В. Смирновым. В 1912-1917 гг. здесь работал театр общественно-политической сатиры и литературных пародий "Кривое зеркало". Он возник по инициативе артистки В.В. Холмской, возгавлял его литературный и театральный критик А.Р. Кугель.
     Рождение замысла бессмертной комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" также связано с этим районом. Работать над ней Грибоедов начинал в одной из первых своих петербургских квартир, которую он снял в 1816 г. в доме Вальха на канале (ныне д.104, перестроен).
     На месте многоэтажного дома в стиле модерн (1902-1904 гг. арх. Л.М. Харламов), выходящего на наб. канала,109, и на Театральную пл., 8, раньше стоял 2-этажный дом. В 1818-1820 гг. здесь собирались у Н.В. Всеволожского члены негласного литературно-политического общества "Зеленая лампа" (Всеволожским принадлежал также дом на нынешнем пр. Римского-Корсакова,35). Участниками его были А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, Н.И. Гнедич, декабристы Я.Н. Толстой, С.П. Трубецкой, Ф.Н. Глинка. В зале, где висела зеленая лампа - символ света и надежды, - молодые вольнодумцы беседовали об искусстве, истории, политике. Уже в начале XX в. в этом доме жил выдающийся балетмейстер, реформатор балетного театра М.М. Фокин.
     Театральная пл. возникла во второй половине XVIII в. В 1775-1783 гг. в центре площади был воздвигнут по проекту А. Ринальди Большой (Каменный) театр, перестроенный в 1800-х гг. Ж. Тома де Томоном.
     "Волшебный край!"-писал о театре А.С. Пушкин. На его сцене в 1831 г. состоялась премьера комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в 1836 и 1842 гг.-премьеры опер М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") и "Руслан и Людмила".
     Здание театра было кардинально перестроено и расширено в 1891-1896 гг. по проекту арх. В.В. Николя для Петербургской консерватории (д.3). Старейшее в стране высшее музыкальное учебное заведение было основано в 1862 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна. В развитие консерватории внесли огромный, вклад Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Из ее стен вышли многие выдающиеся деятели советской музыкальной культуры: С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский, Ю.А. Шапорин и В.П. Соловьев-Седой.
     По сторонам здания Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова установлены памятники М.И. Глинке (1906 г., ск. Р.Р. Бах) и Н.А. Римскому-Корсакову (1952 г., ск. В.Я. Боголюбов и В.И. Ингал).
     Напротив консерватории. на другой стороне площади в 1847-1848 гг. был сооружен по проекту арх. А.К. Кавоса Театр-цирк. После пожара 1859 г. здание было перестроено Кавосом и на следующий год открыто под названием Мариинского театра. Облик здания с его пышным и представительным главным фасадом определился в результате реконструкции, осуществленной в 1894-1895 гг. арх. В.А. Шретером. В 1966-1970 гг. театр был частично расширен и обнавлен.
     С Мариинским театром связаны высочайшие достижения русского оперного и балетного искусства. На его сцене впервые прозвучали творения величайших русских композиторов. Театр был средоточием лучших актерских, режиссерских и дирижерских сил. В течении нескольких десятилетий главным дирижером оркестра работал Э.Ф. Направник, главным балетмейстером - М.И. Петина. Мариинский театр прославили своим искусством оперные певцы Ф.П. Комиссаржевский, Е.А. Лавровская, Ф.И. Стравинский, Н.Н. Фигнер, Ф.А. Шаляпин, Л.В. Собинов, И.В. Ершов, мастера балета А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, М.М. Фокин.
     Неподалеку от Театральной пл. на наб. канала Грибоедова (ныне участок д.116) во второй половине 1850-х гг. жил М.А. Балакирев. В то время он начинал выступать как пианист и композитор. Вокруг него образовался кружок единомышленников - будущая "Могучая кучка".
     На небольшом отрезке от ул. Мясникова (ныне Никольский пер.) до Крюкова канала наб. канала Грибоедова сливаются с Садовой ул. Отсюда открывается неповторимая панорама, в которую входят Никольский рынок и пожарная каланча на Садовой ул., златоглавый Никольскийсобор с его изумительной стройной колокольней.
     В XVIII в. на месте Никольской пл. находился плац Морского полкового двора. В 1753-1762 гг. на плацу по проекту арх. С.И. Чевакинского был воздвигнут Никольский Морской собор - шедевр зодчества высокого барокко.
     Крестообразное в плане пятикупольное здание отличается выразительной пластикой объемов и форм. На голубом фоне стен выделяются белизной густые пучки колонн, фигурные наличники, сочная лепка. В верхней церкви сохранился великолепный резной иконостас работы мастера И.Ф. Канаева.
     В стороне от собора, на берегу Крюкова канала, высится четырехъярусная колокольня. Эффект ее плавного движения ввысь подчеркнут мерным убыванием членений, чередованием выступающих и вогнутых объемов, небольшим шпилем, завершающим всю композицию. Грациозный силуэт колокольни настолько гармонично слит с пейзажем Крюкова канала, что трудно представить ее в ином окружении. Между тем на участке от Мойки до Фонтанки канал был прорыт позже - в 1782-1787 гг.
     В саду, окружающем Никольский собор, в 1908 г. установлен гранитный обелиск, увенчанный фигурой орла (арх. Я.И. Филотей, ск. А.Л. Обер),- памятник героям броненосца "Император Александр III", погибшим в Цусимском сражении 14 мая 1905 г.
     В этом саду погребены борцы революции Г.И. Астахов, П.М. Войтик, К.Я. Круштейн, В.С. Мясников и другие. В память о коммунарах, отдавших свою жизнь за дело революции, площадь получина в 1923 г. название пл. Коммунар. В 1977 г. на месте захоронения открыт памятник - невысокая гранитная стенка с наклонной плитой (арх. В.А. Гаврилов, Н.Н Федоров).
     Вдоль северной границы пл. Коммунаров (Никольской пл.) проходит пр. Римского-Корсакова (быв. Екатерингофский). Обширный участок на проспекте (д.37-41) в 1796-1799 гг. принадлежал зодчему В.И. Баженову. В д.37 в 1920 г. на квартире И.А. Долгорукова часто собирались декабристы. Впоследствии домом владела семья Н.Л. Бенуа - видного архитектора, родоначальника художественной династии. Здесь жили его сыновья: зодчий Леонтий Бенуа, акварелист и архитектор Альберт Бенуа, художник и искусствовед Александр Бенуа, а также родственники - скульптор Е.А. Лансере, живописец и график Е.Е. Лансере.
     Пересечение Крыкова канала с каналом Грибоедова - один из самых живописных уголков Петербурга. Из трех мостов, расположенных здесь, наиболее интересен Пикалов мост через канал Грибоедова, сооруженный в 1783-1785 гг. Над его речными устоями установлены гранитные обелиски с фонарями. Такая композиция характерна для мостов в нижнем течении канала.
     В квартале между набережной и пр. Римского-Корсакова, 22, находились казармы Гвардейского флотского экипажа. Служившие в нем декабристы в день восстания подняли все подразделения войск, которые во главе с Н.А. Бестужевым вышли 14 декабря 1825 г. на Сенатскую пл.
     17 декабря 1918 г. в здании экипажа выступал В.В. Маяковский. Он впервые читал написанный ко встрече с революционными моряками "Левый марш".
     В западном направлении этот участок канала замыкается зданием бывшей церкви эстонского православного братства, построенной в 1903-1905 гг. по проекту арх. А.А. Полещука в "русском стиле". Компактное пятиглавие, венчающее основной объем, воспринимается с дальних расстояний. В этом здании, обращенном фасадами к набережной, Лермонтовскому пр. и пр. Римского-Корсакова, 24.
     По пр. Маклина (ныне Английский пр.), названному в 1918 г. в честь руководителя английского рабочего движения Джона Маклина, через канал ведет Аларчин мост, построенный в 1783 -1785 гг. Ниже по течению переброшен оригинальный пешеходный Коломенский мост, первым в Ленинграде выполненый из алюминия (1969 г.).
     Перспектива канала завершается высокой пожарной каланчой бывшего съезжего дома Коломенской части (1840-е гг., арх. Р.А. Желязевич). Главный фасад монументального сооружения, напоменающего старинные итальянские ратуши, обращен к пл. Репина, д.1. В этом здании в 1917 г. работал Петроградский комитет Социалистического Союза рабочей молодежы.
     Название площади напоминает о том, что на ней, в доме 3/135 с 1882 по 1895 г. жил выдающийся русский художник И.Е. Репин. В мансарде - окнами на канал - находилась его мастерская. В эти годы создавались такие значительные картины, как "Кресный ход в Курской губерни", "Не ждали", "Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". У Репина бывали художники И.И. Шишкин и А.И. Куинджи, В.А. Серов и М.А. Врубель, писатели Н.С. Лесков, В.М. Гаршин и другие.
     Трехпролетный Мало-Калинин мост с гранитными обелисками-фонарями (1783 г., инж. И.Н. Борисов) отмечает устье канала. Отсюда хорошо видно нижнее течение Фонтанки и уже ощутимо дыхание взморья.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования