Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска


     Главная площадь Петербурга - Дворцовая - входит в единый архитектурный ансамбль центральных площадей. К ним относятся Дворцовая, Исаакиевская и пл. Декабристов, соединенные Адмиралтейским пр.
     Центром грандиозного ансамбля является Адмиралтейство. Сияющий золотом "адмиралтейский шпиц" увенчан корабликом, ставшим своеобразным символом города, стоящего у порога Балтики.
     Закладка "Адмиралтейского дома"судостроительной верфи произошла 5 ноября 1704 г. К 1706 г. Адмиралтейство превратилось в крепость с пятью земляными бастионами. Его окружили рвы, заполненые водой, насыпь гласиса и общирный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения.
     Первоначально Адмиралтейство предстовляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное "покоем", в виде сильно растянутой буквы "П", раскрытой в сторону Невы. Двор был обведен внутренним каналом. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Во дворе были эллинги для стоительства парусных кораблей. Над воротами Адмиралтейства высился шпиль.
     Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 гг. по проекту арх. И.К. Коробова. Сохранив прежний план,зодчий придал сооружению большую монументальность,отвечавшую его важному градостроительному значению. В центре, над воротами, поднялась на 72-метровую высоту стройная башня с золоченым шпилем, сохранившимся до наших дней. Очертания центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства, были определены в 1760-х гг. арх. А.В. Квасовым.
     В начале XIX в., когда центр столицы обогатился целым рядом величественных архитектурных ансамблей, возникла необходимась кординальной перестройки здания. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены. В 1806-1823 гг. по проекту зодчего А.Д. Захарова возвели третье - ныне существующее здание Адмиралтейства. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота.
     Грандиозное сооружение (длина его главного фасада-407 м) состоит из двух П-образных в плане корпусов-внешнего и внутреннего, между которыми проходил канал, позднее засыпанный. В первом из них размещались административные учреждения, управлявшие морским и речным флотом России, во втором-производственные мастерские. В центре главного корпуса расположена увенчанная шпилем высокая башня, основание которой прорезано аркой, а средняя часть окружена колоннадой. На флангах установлены 12- и 6- колонные портики, которые повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращенные к Неве, композиционно близки основанию центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяния дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность.
     Исключительно велико в образе Адмиралтейства значение монументально-декоративной скульптуры. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментов статуи нимф, несущих глобусы (ск. Ф.Ф. Щедрин). Над аркой-летящие гении Славы и аллегорический барельеф "Заведение флота в России" (ск. И.И. Теребенев). На углах первого яруса башни фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой, опоясывающей основание шпиля, 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырех времен года, четырех стран света, музы астрономии - Урании и покравительницы корабельщиков - египетской богини Изиды и др. Во фронтонах боковых портиков-рельефы, изображающие греческую богиню провасудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С.С Пименов, В.И. Демут-Малиновский, А.А. Анисимов.
     Адмиралтейскмя игла запечатлена на медали "За оборону Ленинграда". В годы Великой Отечественной войны шпиль Адмиралтейства был зачехлен, а сняли укрытиие 30 апреля 1945 г. Крупные реставрационные работы в здании проводились в 1928 и 1977 гг.
     До середины XVIII в. пространство к югу от Адмиралтейста именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат, устраивались народные гулянья. Во второй половине XVIII в. южная часть луга была застроена, и таким образом определились границы Адмиралтейской пл. перед главным фасадом Адмиралтейства.
     К востоку от Адмиралтейства незастроенное пространство доходило до р. Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая ул.
     Формирование на этом места Дворцовой пл. связано со строительством в 1754-1762 гг. нового Зимнего дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли.
     Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовцю пл. Главный, южный, замыкающий площадь, отмечен аркой проезда. Мощная пластика объемов, насыщенный скульптурный декор придают Зимнему дворцу торжественную праздничность. Скульптуры и вазы над кровлей, обогащающие силуэт здания, были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892-1902 гг. (ск. М.П. Попов, Д.И. Иенсен).
     В 1770-1780 гг. вдоль южной границы Дворцовой пл. возвели несколько зданий по проекту Ю.М. Фельтена. Их перестройка в 1819-1829 гг. арх. К.И. Росси стала важнейшим этапом формирования Дворцовой пл.
     Учитывая сложный план участка, намеченную Фельтеном дугообразную линию границы Дворцовой площади, острый угол между площадью и р. Мойкой, Росси создал композицию небывалого градостроительного размаха. Два корпуса, соединенные аркой, охватывают пространство площади, придают ее облику торжественность и монументальность.
     Это сооружение вошло в историю под названием Главного штаба. Его архитектурное убранство подчеркнуто сурово и лаконично. Основное внимание уделено центру композиции-величественной Триумфальной арке, которая соединяет главную площадь города с Невским пр. На фасадах и боковых пролетах двойной арки - скульптурное изображения воинов, декоративная арматура. Венчает арку колесница Победы с шестеркой вздыбленных коней (ск. С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Впервые в практике монументальной скульптуры фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки.
     В центре площади - Александровская колонна, созданная в 1830-1834 гг. по проекту О. Монферрана. Монумент, как и Триумфальная арка Главного штаба, посвящен победам русского оружия в войне с Наполеоном 1812-1814 гг. Колоссальный гранитный монолит высотой 25,6 м весит 600 т (общая высота сооружения 47,5 м). Венчающая колонну фигура ангела выполнена ск. Б.И. Орловским.
     На постаменте барельефы, изображающие древние русские доспехи, аллегории мира, победы, правосудия, изобилия, символические фигуры рек Вислы и Немана (ск. И. Леппе, П. Свинцов). Декоративные фонари у колнны выполнены в 1876 г. (арх. К.К. Рахау).
     В 1837-1843 гг. на восточной стороне площади сооружено по проекту арх. А.П. Брюллова здание штаба Гвардейского корпуса. Отсюда, из штаба Петроградского военного округа, 27-31 октября 1917 г. В.И. Ленин руководил боевыми действиями по разгрому контрреволюционных банд Керенского - Краснова, угрожавших Петрограду.
     До 1840-х гг. на углу Дворцовой пл. и Невского пр. находилось здание, принадлежавшее Вольному экономическому обществу, основанному в 1765 г. В деятельности этого общества принимали участие выдающиеся ученые и общественные деятели своего времени: А.А. Нартов, А.Т. Болотов, Н.С. Мордвинов и др. В 1845-1846 гг. на этом участке было построено новое здание, фасад которого решен в общих формах с Главным штабом (арх. И.Д. Черник).
     До конца XIX в. между Адмиралтейством и Зимним дворцом существовала Разводная пл., образовавшаяся после уничтожения канала и бастионов Адмиралтейской крепости. Площадь использовалась для развода караула. В 1896-1901 гг. на ее месте перед дворцом был устроен сквер с фонтаном (арх. Н.И. Крамской, Р. Шмеллинг, садовод Р.Ф. Катцер). Ограда сквера была в 1920-х гг. демонтирована, ныне она ограждает Детский парк им. 9 Января на пр. Стачек.
     Здесь, на Дворцовой площади, произошла расправа царских палачей над мирной демонстрацией питерских рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу 9 января 1905 г. Казачьи сотни и пехота, преграждавшие подступы к царской резиденции, располагались между сквером и Главным штабом.


Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования