Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска

      Розарий в западной части Сада трудящихся переходит в зеленые наслаждения на пл. Декабристов, широко раскрытой к Неве.
     Эта площадь ограничена с востока боковым фасадом Адмиралтейства, а с запада - зданиями, которые занимали высшие правительственные учреждения дореволюционной России - Сенат и Синод, поэтому площадь именовалось до 1925 г. Сенатской. Долгое время она была предмостной: с 1727 г. от нее на противоположный берег Невы наводился плашкоутный Иссакиевский мост.
     На площади, ближе к Неве, установлен первый памятник нашего города - основателю Петербурга, Петру I. Монумент был открыт в 1782 г. Этот памятник принадлежит к числу высших достижений европейского искусства XVIII в. Он поражает редким сочитанием динамики и величавости.Конная скульптура Петра неразрывно связана с постаментом, имеющим форму взметнувшейся волны. Вес колоссального монолита, названного "громкамнем", около 1600 т. Памятник создан француским скульптором Э.-М. Фальконе, специально приехавшим в Россию для работы над ним. Помощниками Фальконе были его ученица М.-А. Колло, вылепившая голову Петра I, скульптор Ф.Г. Гордеев, литейщик Е.М. Хайлов. Установка монумента проводилась под наблюдением арх. Ю.М. Фельтена.
     Идейное содержание и образный строй памятника нашли гениальное отражение в поэзии А.С. Пушкина. Само название памятника - "Медный всадник" - укоренилось благодаря "петербургской повести" Пушкина.
     На площади 14 декабря 1825 г. произошло событие, навсегда вошедшее в историю русского освободительного движения. У подножия памятника Петру I выстроились в каре восставшие полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I Д.А. Щепин-Ростовский и братья А.А., М.А. и Н.А. Бестужевы привели сюда Московский полк и гвардейский морской экипаж. Гренадерским полком командовали А.Н. Сутгоф и Н.А. Панов. Всего на площади было около 3 тыс. восставших, которые оказались окружены вчетверо превосходящими их уже присягнувшими войсками. В пятом часу дня раздались залпы картечью. Восстание было жестоко подавлено.
     В 100-летнюю годовщину восстания Сенатская пл. была переименована в пл. Декабристов.
     Архитектурный облик площади был завершен в 1829-1834 гг., когда по проекту К.И. Росси возводились здания Сената и Синода. В начале XIX в. Сенат размещался в быв. доме А.П. Бестужева-Рюмина, построенном на углу набережной в 1740-х гг. и перестраивавшемся в 1790-х гг. И.Е. Старовым. К.И. Росси кардинально изменил его и стоящее к югу от него другое здание, объединив их общим архитектурным мотивом лоджий с десятиколонными портиками. Колоннадой отмечен и закругленный угол здания Сената, выходящего к Неве. Здания соединяет высокая узкая арка, переброшенная над Галерной ул. Над аркой - скульптурная группа, символизирующая веру и закон. На фасадах помещены аллегории правосудия, веры, мудрости, благочестия и т.п. Скульптурное убранство выполняли С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, Н.А. Токарев, П.В. Свинцов, Н.А. Устинов, И. Леппе.
     От площади Декабристов начинается бульвар Конногвардейский. Он был устроен после того, как в 1842 г. заключили в трубу часть Адмиралтейского канала, соединявшего Адмиралтейсво с Галерным двором. Название бульвар получил по казармам полка конной гвардии. В начале бульвара в 1845-1846 гг. установлены по проекту К.И. Росси две колонны из серого гранита, увенчанные бронзовыми статуями Победы (ск. Х. Раух), привезенными из Берлина в качестве ответного дара за две группы укротителей коней работы П.К. Клодта.
     Вдоль бульвара вытянуто длинным боковым фасадом здание бывшего манежа Конногвардейского полка, возведенное в 1804-1807 гг. Автор проекта Д. Кваренги учел важную градостроительную роль этого сооружения. Торец манежа отмечен глубокой лоджией с портиком. Крупный масштаб портика соответствует тому месту, которое занимал Конногвардейский манеж в ансамбле центральных площадей до разбивки сада на Адмиралтейской пл.: он замыкал перспективу от Дворцовой пл. У портика манежа установлены изваяния диоскуров - копии античных статуй юношей с конями, изготовленные П. Трискорни в 1810-1811 гг. Пластическое убранство дополняют статуи на фронтоне и многофигурный горельеф над входом в лоджию.
     В 1977 г. в этом здании после капитальной реконструкции был открыт Центральный выставочный зал. Здесь устраиваются всесоюзные и международные выставки, проходит показ новых произведений художников.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования