Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска

     В какой бы точке ансамбля центральных площадей ни находиться, в поле зрения постоянно оказывается Исаакиевский собор. С Дворцовой площади силуэт массивного купола, венчающего гранитную колоннаду барабана, нависает над крышами зданий. С площади Декарбистов золоченый шлем Исаакия вырисовывается как часть монументального сооружения с огромными портиками, угловыми башенками-колокольнями и разнообразной скульптурой, дополняющей силуэт здания. По мере приближения к Исаакию все больше проникаешься ощущением его грандиозных размеров. Высота собора 101,5 м. На портиках и вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 т. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 м.
     История сооружения Исаакиевского собора восходит к первым годам существования Петербурга. По церковному календарю день св. Исаакия Далматского - 30 мая, это день рождения Петра I. Поэтому первая деревянная Исаакиевская церковь появилась у западного фланга Адмиралтейства на берегу Невы еще в 1710 г. С 1717 г. велось строительство каменной церкви по проекту Г.-И. Матарнови, затянувшееся до 1750-х гг. Это здание вскоре разобрали, а с 1768 г. началось строительство Иссакиевского собора по проекту А. Риральди - на том месте, где стоит ныне существуюшее здание. Постройку завершил к 1802 г. арх. В. Бренна, но уже через несколько лет возникла мысль о создании нового грандиозного сооружения. Так в 1818 г. приступили к возведению собора по проекту О. Монферрана, продолжавшемуся 40 лет - до 1858 г. В процессе его возникало немало сложностей,в преодолении которых принимали участие ведущие инженеры и зодчие А.А. Бетанкур, К.И. Росси, А.А. Михайлов, В.П. Стасов.
     Скульптурное убранство собора создавали И.П. Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.С. Пименов и другие мастера. Впервые для монументальной скульптуры была использована техника гальванопластики, разработанная Б.С. Якоби. В декоративной отделке интерьеров собора широко использованы мрамор, яшма, порфир, лазурит и другие ценные минералы. Живописные композиции исполняли К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, П.В. Басин, В.К. Шебуев, Т.А. Нефф. Часть этих произведений была впоследствии переведена в мозаику мастерами Мозаичного отделения Академии художеств.
     Музей-памятник "Исаакиевский собор" - один из самых популярных в Сант-Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 м полюбоваться панорамой центра города.
     Южный фасад собора обращен к Исаакиевской пл., архитектурный облик который формировался в течение длительного времени, вплоть до начала XX в. В 1839-1844 гг. напротив собора, на берегу Мойки, по проекту А.И. Штакеншнейдера было построено здание быв. Мариинского дворца. Центр фасада выделен портиком с массивным аттиком и выступающей аркадой главного входа. На аттике и во фронтонах боковых ризалитов - лепные изображения наград города: два ордена Ленина, медаль "Золотая Звезда", ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, медали "За оборону Ленинграда" и "В честь 250-летия Лениграда". Над зданием реет флаг Российской Федерации: здесь размещается Питербурский Совет народных депутатов.
     На участке, где расположено здание, в 1760-х гг. по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота был построен дворец И.Г. Чернышева. В нем в начале XIX в. размещалась школа гвардейских подпрапорщиков, в которой в 1832-1834 гг. учился М.Ю. Лермонтов. Стены старого здания А.И. Штакеншнейдер частично использовал при сооружении Мариинского дворца. Позднее в его великолепных интерьерах проходили заседания Государстенного Совета. В 1907-1908 гг. был пристроен новый зал заседаний (арх. Л.Н. Бенуа при участии М.М. Перетятковича).
     Прилегающая к Мойке прямоугольная часть в 1844-1853 гг. оформлена двумя симметричными зданиями, предназначавшимися для минестерства Государственных имуществ (арх. Н.Е. Ефимов). В отделке фасадов обоих знаний использованны мотивы архитектуры эпохи Возраждения. Пластический декор д.13 более рельефен, чем фасад противоположного д.4, обработанный плоскими пилястрами. Здания композиционно уравновешивают друг друга. Ныне в них размещается Всесоюзный научно-исследовательский институт растениеводства им. акад. Н.И. Вавилова. Здесь хранится уникальная коллекция культурных растений, насчитывающая свыше 160 тыс. образцов семян сельскохозяйственных культур со всех континентов. Начало коллекции положили экспедиции под руководством выдающегося деятеля советской науки Н.И. Вавилова, работавшего в этом институте в 1921-1940 гг.
     В центральной части Исаакиевской пл. в 1856-1859 гг. сооружен памятник Николаю I. Архитектурное решение монумента принадлежит О. Монферрану. Конная скульптура, изваянная П.К. Клодтом, имеет всего две точки опоры. Она водружена на высокий фигурный постамент с аллегорическими скульптурами и рельефами на исторические темы (ск. Н.А. Рамазанов и Р.К. Залеман). Сквер между памятником и собором разбит в 1860 г.
     Дом 11 на площади постоен по проекту видного немецкого арх. П. Беренса в 1911-1912 гг. Здание предназначалось для германского посольства. Фасад его обработан мощными полуколоннами из гранитных блоков.
     На противоположном углу площади и ул. Большая Морская (д.39) расположено облицованное серым гранитом здание с мансардной кровлей - гостиница "Астория" (1911-1912 гг., арх. Ф.И. Лидваль). Она считалась лучшей в России. В 1917 г. в ней жили высшие командные чины. Как опорный пункт контрреволюции гостиница была взята штурмом в ночь с 24 на 25 октября. Рабочие-красногвардейцы и матросы оцепили здание, ворвались в него через окна первого этажа, разоружили офицеров и юнкеров и после перестрелки арестовали группу старших офицеров Генштаба.
     В первые годы Советской власти гостиница называлась " 1-й дом Петроградского Совета", в нем жили многие руководящие работники. В марте 1919 г. в ней останавливался В.И. Ленин, приезжавший на похороны М.Т. Елизарова, а в 1920 г. - делегаты Второго конгресса Коминтерна, в 1914 и 1934 гг. жил Г. Уэллс. В комплекс гостиницы ныне входит и соседний дом - быв. гостиница "Англетер". В одном из ее номеров 27 декабря 1925 г. трагически оборвалась жизнь С.А. Есенина.
     Старейшее здание на площади - д.9 . Этот трехэтажный особняк с легкой изящной лепниной, оживляющей поверхность стен, сооружен в 1760-х гг. предположительно по проекту А. Ринальди. В доме, принадлежавшем Л.А. Нарышкину, останавливались приезжавшие в Петербург Д. Дидро, Ж. де Сталь, А. Шлегель. В начале XIX в. дом принадлежал поэту-любителю И.П. Мятлеву, с которым был знаком А.С. Пушкин.
     Дом на углу ул. Малая Морская ( д.23/8 ) связан с именем Ф.М. Достоевского. Писатель жил здесь в 1848-1849 гг. В этом доме написана повесть "Белые ночи".
     Дом 5 на Исаакиевской пл. был построен в 1843 г. по пректу арх. Г.А. Боссе (перестраивался в 1870-е гг., арх. К.К. Шульц). В первые послереволюционные годы в этом здании размещался Институт истории искусств, в котором работали Ю.Н. Тынянов, Б.В. Асафьев, К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, В.П. Зубов.
     Дом 7 на углу Исаакиевской пл. и ул. Почтамтской в начале XIX в. принадлежал семье декабриста А.М. Булатова. В 1825 г. это был один из центров декабристского движения. здесь снимал квартиру поэт А.И. Одоевский, у которого собирались К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, И.И. Пущин, П.Г. Каховский. В начале 1825 г. у Одоевского жил А.С. Грибоедов, а накануне восстания поселился В.К. Кюхельбекер.
     В перспективе ул. Почтамтская вырисовывается арка Главного почтамта, построенного в 1782-1789 гг. арх. Н.А. Львовым в стиле строгого классицизма. Арка сооружена в 1859 г. арх. А.К. Кавосом.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования