Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска

     Главная магистраль Петербурга протянулась более чем на четыре километра от Адмиралтейского пр. и Дворцовой пл. до пл. Александра Невского. Начинаясь почти от Невы и сново выходя к ней, Невский проспект как бы стягивает крутую излучину реки.
     Невский пр. - средоточие культурной и общественной жизни Петербурга. На магистрали и вблизи нее расположены музеи, театры и концертные залы, кинотеатры и библиотеки, унивирмаги и специализированные магазины, кафе и рестораны.
     Невский пр. отличается богатством, разнообразием и законченностью архитектурного облика. Перспектива его основного участка завершается с одной стороны башней и золотой "иглой" Адмиралтейства, с другой - обелиском Городу герою Ленинграду на пл. Восстания. Строгие ряды домов прерываются живописными панорамоми рек, широкими пространствами площадей, неразрывно связанных с проспектом.
     Невский пр. - свидетель важнейших исторических событий. Он хранит память о выдающихся писателях, художниках, музыкантах, ученых. И сам Невский воспет в произведениях литературы и искусства.
     Рождение улицы относится к начальной поре Петербурга. В 1710-х гг. по заболоченной местности были проложены две дороги, соединявшие Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь (с 1797 г - лавра) со старинным Новгородским трактом, проходившим примерно по трассе современного Лиговского пр. "Большая першпективая дорога", оконченная к 1719 г., служила главным въездом в северную столицу. Через два десятилетия ей было дано наименование Невской проспективы - по монастырю, к которому она вела (с конца XVIII в. - проспект).
     Два участка будущего проспекта не совпадали по осям и не стыковывались друг с другом. Для того, чтобы трасса стала единой, восточнее тракта в 1730-х гг. начали прокладывать новую проспективу. Ее не удалось довести до монастыря, но на этой линии возникли Гончарная и Тележная ул., а отрезок проспекта между современными пл Восстания и Александра Невского получил название Старо-Невский. Лишь в 1760-х гг. обе части улицы были непосредственно соединены. В месте их сочленения, у нынешнего Суворовского пр., образовался излом - единственный на всем протяжении магистрали.
     В первой половине XVIII в. Невская проспектива застраивалась только до Фонтанки - границы города. Дома стояли с промежутками, между ними находились сады и пустые участки. В 1760-х гг. по проекту А.В. Квасова были распланированы новые кварталы на территории Адмиралтейского луга, определившие начало улицы. С этого времени здания строились "сплошною фасадою".
     Невский пр. неотделим от истории освободительного движения. В течение нескольких десятилетей он был одной из главных арен революционных выступлений. Массовые митинги и демонстрации проходили здесь 9 января 1905 г. и в дни Февральской революции 1917 г. 4 июля 1917 г. контрреволюционная военщина открыла огонь по демонстрантам на пересечении проспекта и Садовой ул. 25 октября 1917 г. по Невскому шли на штурм Зимнего дворца вооруженные отряды питерского пролетариата.
     Связь Невского пр. с Дворцовой пл. подчеркивает д.2 , составляющий единое целое со зданием Главного штаба.
     Дом 1 был перестроен в 1910 г. арх. В.П. Цейдлером для комерческого банка.
     В доме 3 на собрании представителей Военной организации ПК РСДРП(б) и членов ЦК РСДРП(б) 13 апреля 1917 г. выступал В.И. Ленин с речью о содержании и методах агитации среди солдат.
     Здание на углу Невского пр (д.7-9) и ул. Малая Морская занимают Центральное агенство воздушных сообщений и кассы аэропотра Пулково. Внушительное и импозантное сооружение, облицованное темно-серым гранитом, возводилось для банкирского дома Вавельберга в 1911-1912 гг. арх. М.М. Перетятковичем. Фасады здания выдержаны в формах архитектуры итальянского Возраждения, а двухъярусная аркада напоминает о Дворце дожея в Венеции. Оригинальный скульптурный декор выполнен В.В. Козловым и Л.А. Дитрихом.
     В другом угловом доме 11 (1898 г., арх. Л.Н. Бенуа), жил в 1928-1940 гг. выдающийся ученый-биолог Н.И. Вавилов.
     Дома 8 и 10 - памятники архитектуры раннего классицизма (построены в 1760-х гг.). Многоэтажное здание с колоннами и статуями на фосаде (д.12) - бывший банк - характерно для архитектуры неоклассицизма начала XX в. (1910-1911 гг., арх. В.А. Вандер-Гюхт).
     Своим строго классицистическими формами органично вошло в облик проспекта здание дома 14. На фасаде здания сохраняется надпись: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Это напоминание о суровых и героических днях блокады.
     Далее Невский пр. пересекает ул. Большая Морская, берущая начало от арки Главного штаба. Угловой д.13 (построен в 1804-1806 гг.) памятен тем, что здесь в 1817 г. жил А.С. Грибоедов, а полстолетия спустя - М.П. Мусоргский.
     Дом 15 по Невскому пр., акцентирован стройными двухъярусными колоннадами в центре фасада и на скругленных углах. В начале XVIII в. здесь был Морской рынок, потом - Гостиный двор. В 1755 г. арх. Ф.-Б. Растрелли выстроил на этом месте временный Зимний дворец - огромное деревянное здание. На сцене дворцового театра неоднократно выступала первая в России профессиональная труппа актеров, которую возглавляли Ф.Г. Волков и А.П. Сумароков. Существующее здание - одно из лучших произведений зодчества раннего классицизма - было возведено в 1768-1771 гг. для генерал-полицеймейстера Н.И. Чичерина. История дома связана со многими страницами культурной жизни города на Неве. С 1780 по 1783 г. здесь жил зодчий Д. Кваренги. В конце XVIII в. в здании проходили концерты первого в столице музыкального клуба. В корпусе, примыкающем к зданию (ул. Большая Морская,14, 1814-1817 гг., арх. В.П. Стасов), в марте-июне 1828 г. жил А.С. Грибоедов.Это была его последняя петербургская квартира. В 1919 г. здание было передано Дому искусств, созданному по инициативе А.М. Горького. В нем жили и работали А.С. Грин, О.Э. Мандельштам, М.С. Шагянин, М.М. Зощенко, Н.С. Тихонов, К.А. Федин, В.Б. Шкловский. На литературных вечерах выступали А.А. Блок, В.В. Маяковский, К.И. Чуковский. Дому искусств посвящены роман О.Д. Форш "Сумасшедший корабль" и воспоминания многих писателей и художников.
     Дом 18. на другой стороне Неского пр., получил свой облик в результате перестройки, осущественной в 1812-1816 гг. арх. В.П. Стасовым. При рестоврации были открыты боковые лоджии с колоннадами. В здании находятся крупнейший антикварно-букинистический магазин-салон "Старая книга" и кафе "Литературное". Кафе было открыто в 1985 г. в той части дома, где в прошлом находилось широко известная в Петербурге кондитерская Вольфа и Беранже. В ней 27 января 1837 г. А.С. Пушкин встретился со своим секундантом К.К. Данзасом. Отсюда они отправились к месту дуэли. Кондитерскую Вольфа и Беранже посещали М.Ю. Лермонтов, Н.Г. Чернышевский, Т.Г. Шевченко. Пройденный участок - самый узкий на магистрали. Он напоминает о ее первоначальной ширине. За Мойкой проспект становится намного шире. Через реку перекинут Народный мост - бывший Полицейский, или Зеленый. Этот первый в России городской металлический мост из чугунных кессонов сооружен в 1806-1808 гг. арх. В.И. Гесте. Столетие спустя его реконструировали по проекту арх. Л.А. Ильина и инж. В.А. Берса.
     Между ул. Большой и Малой Конюшенной на Невском пр. выходит ансамбль зданий быв. лютеранской Петропавловской церкви (д.22-24). Первая кирха была построена здесь в 1730 г.. Существующее здание выстроено с использованием форм романского зодчества арх. А.П. Брюлловым в 1833-1838 гг. В глубине двора расположена школа №222. Старейшая в городе, она ведет свою историю с 1710 г. Здание Петершуле построено в 1760-1762 гг. арх. М.-Л. Гофманом в стиле барокко, перестроено в 1876 и 1915 гг. Среди воспитанников школы - зодчий К.И. Росси, композитор М.П. Мусоргский, ученые Г.П. Гельмерсен, К.А. Раухфус, П.В. Лесгафт, В.В. Юнкер. Два одинаковых жилых дома 22 и 24 сооружены в 1830-1837 гг. и надстроены в 1910 г. В д.22 с 1831 по 1844 г. помещалась книжная лавка и библиотека для чтения издателя А.Ф. Смирдина. Лавка была местом встреч столичных литераторов. Здесь часто бывали А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь.
     Важным акцентом в силуэте Невского - угловая башня Дома книги (д.28), расположенного на пересечении проспекта с каналом Грибоедова. Представительное сооружение с большими окнами-витринами, гранитной облицовкой и бронзовыми украшениями было возведено для американской компании швейных машин "Зингер" в 1902-1904 гг. по проекту П.Ю. Сюзора, автор скульптурного убранства - А.-Г. Адамсон. При постройке впервые в Петербурге применен металлический каркас.
     Величественное здание Казанского собора с широко распахнутой колоннадой возвышается на противоположной стороне Невского пр. С 1932 г. здесь находиться Музей истории религии и атеизма. Музей располагает ценными коллекциями документов, произведений живописи и скульптуры, предметов культа различных вероисповеданий. Экспонаты раскрывают идеалистическую сущность религии, показывают развитие материалистической и атеистической мысли. Там, где расположен ансамбль Казанского собора, в начале XVIII в. были переведенские слободы. В 1733-1737 гг. по проекту М.Г. Земцова ближе к Невскому пр. построили каменную церковь со шпилем. Она была разобрана после того, как в 1801-1811 гг. по проекту А.Н. Воронихина был воздвигнут Казанский собор. В годы строительства зодчий жил в д.27 по Невскому пр. Перед Воронихиным стояла сложная градостроительная задача. Собор обращен к Невскому пр. боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой, охватившей пространство Казанской пл. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, устройство металлического купола.
     В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками а Отечественной войне 1812 г. фельдмаршал М.И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, выполненных Б.И. Орловским при участии арх. В.П. Стасова и литейщика В.П. Екимова. Ансамбль Казанского собора со стороны ул. Казанской дополняет чугунная ограда - шедевр декоративного искусства. Она создана по проекту А.Н. Воронихина в 1803-1812 гг. Перед ней установлен фонтан работы Ж. Тома де Томона (1809 г.), перенесенный сюда в 1934 г. с Пулковского шоссе.
     На площади перед Казанским собором 6 декабря 1876 г. прошла первая в России демонстрация с участием рабочих. В ответ на пламенную реч Г.В. Плеханова рабочий Яков Потапов поднял красный флаг. 4 марта 1897 г. здесь же состоялась крупная студенческая демонстрация, связанная с трагической гибелью в тюрьме Петропавловской крепости революционерки М.Ф. Ветровой.
     Через канал Грибоедова ведет Казанский мост - третий по ширине в городе. Сооруженный в 1766 г. инж. И.М Голенищевым-Кутузовым, отцом великого полководца, он был расширен в 1805 г. арх. Л. Руска.
     В доме 33 по Невскому пр. поднимается многоярусная башня с часами - главная доминанта основной части проспекта. Поставленная на выступающем углу квартала, эта вертикаль воспринимается с дальних расстояний. Монументальная пятигранная башня была сооружена при Городской думе в 1799-1804 гг. арх. Д. Феррари. Она использовалась для оптической телеграфной связи и в качестве пожарной каланчи.
     Напротив от Невского пр. отходит ул. Михайловская, положенная по проекту К.И. Росси. Она связывает центральную магистраль с пл. Искусств, предстовляющей собой целостный архитектурный ансамбль. Перспективу улицы завершает здание Государственного Русского музея (быв. Михайловский дворец), воздвигнутое К.И Росси в 1819-1825 гг. Главный корпус с великолепной коринфской колоннадой расположен в глубине парадного двора, отделенного от площади чугунной оградой. Скульптурное убранство дворца создано В.И. Демут-Малиновским и С.С. Пименовым.
     Рядом с Русским музеем раположен Государственный музей этнографии народов СССР (Инженерная ул. 4/1). Монументальное здание возведено в 1900-1911 гг. в формах неоклассики арх. В.Ф. Свиньиным, который сознательно ориентировался на сооружение К.И. Росси. Музей этнографии, возникший как отдел Русского музея, выделился в самостоятельное учреждение в 1934 г.
     В д.48 находится универмаг "Пассаж". Он построен в 1846-1848 гг. арх. Р.А. Желязевичев, перестроен в 1900 г. арх. С.С. Козловым. В театральном зале "Пассаж" в 1860-х гг. проходили вечера Литературного фонда с участием Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. В 1904-1906 гг. здесь работал Новый драматический театр В.Ф. Комиссаржевской. Теперь в этом помещении (ул. Итальянская д.19) ставит спектакли Петербургский драмотический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, организованный в 1942 г. в блокадном городе.
     В середине XVIII в. в особняках, стоявших на месте д.46 и 48, жили выдающиеся зодчие Петербурга Ф.-Б. Растрелли и М.Г. Земцов.
     На правой стороне стороне Невского с отступом от "красной линии" стоит огромное здание универмага "Гостиный двор" (д.35). Строгие фасады с мерным ритмом непрерывных двухъярусных аркад общей длинной более километра опоясывают целый квартал. Строительство Гостинного двора начинал Ф.-Б. Растрелли, но в основном здание было возведено в 1761-1785 гг. Ж.-Б. Валлен-Деламотом, создавшим один из самых выдающихся памятников архитектуры раннего классицизма. Сильно разрушенный в годы войны, Гостиный двор был реставрирован и реконструирован и стал крупнейшим в городе универсальным магазином. В 1967 г. здесь открылась встроенная станция метро "Гостиный двор" (арх. А.К. Андреев, С.Г. Майофис и др.)
     В центре сквера на пл. Островского в 1862-1873 гг. был сооружен памятник Екатерине II. Проект монумента выполнил художник М.О. Микешин при участии арх. Д.И. Гримма и В.А. Шретера. Статую Екатерины II вылепил ск. М.А. Чижов. Ее подножие окружают изображения выдающихся деятелей России второй половины XVIII в.: А.В. Суворова, П.А. Румянцева, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой, А.Г. Орлова, А.А. Безбородко, Г.А. Потемкина, В.Я. Чичагова (ск. А.М. Опекушин).
     Далее Невский пр. пересекает р. Фонтанку, через которую ведет трехпролетный Аничков мост. Своим названием он обязан строителю первого деревянного моста через Фонтанку (1715 г.), командиру работного батальона подполковнику М.О. Аничкову. Существующий мост сооружен в 1785 г. и реконструирован в 1839-1841 гг. инж. И.Ф. Буттацем. По углам на гранитных постаментах установлены четыре конные группы, вылепленные и отлитые П.К. Клодтом в 1841-1850 гг. Эти великолепнные композиции, исполненые с поразительным мастерством, проникнутые динамикой и экспрессией, составляют единый скульптурный ансамбль, тема которго - укрощение лошади человеком.
     Пл. Восстания. В дни Февральской революции 1917 г. на площади происходили митинги и демонстрации, столкновения рабочих с конными городовыми и полицией. В память об этих событиях получили название площадь и ул. Восстания-быв. Знаменские.
     Пл. Восстания расстилается перед главными "воротами" Петербургско-Московским вокзалом. Представительное здание с высокой часовой башней возводилось в 1845-1851 гг. по проекту К.А Тона в связи с сооружением первой в России железной дороги большой протяженности, проложенной между двумя русскими столицами.
     Московский вокзал (быв. Николаевский)- самый ранний в городе памятный адрес. Сюда Владимир Ульянов прибыл в конце августа 1890 г., в свой первый приезд в Петербург. Впоследствии он неоднократно бывал здесь.
     К 40-летию Победы в центре площади поднялся обелиск Городу-Герою Ленинграду. Гигантский гранитный монолит весом около 240 т, обработанный наподобие граненого штыка, увенчан золотой звездой. В нижней части обелиск опоясан венком Славы и барельефами на тему героической обороны Ленинграда. Авторы монумента - арх. А.И. Алымов и В.М. Иванов, инж. Б.Н. Брудно, ск. А.А. Виноградов, Б.А. Петров, В.Д. Свешников, А.С. Чаркин.
     Пл. Александра Невского реконструирована в наши дни по проекту В.А. Каменского и Д.С. Гольдгора. Снесена случайная застройка, мешавшая движению и восприятию ансамбля Александро-Невской лавры. От площади устремился в сторону Малой Охты мост Александра Невского. Таким образом, Невский пр. получил кратчайшее сообщение с правобережными районами восточной части города.
     Этот железобетонный мост, вступивший в строй в 1965 гю,- самый большой в Петербурге. Длинна его - 629, а с пандусами - более 900 м. Он сооружен по проекту инж. А.С. Евдолина и арх. А.В. Жука, С.Г. Майофиса, Ю.И. Синицы.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования