Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска

     Протяженность Литейного проспекта около полутора км. Это одна из старейших улиц города.
     В 1711 г. на левом берегу Невы был заложен Литейно-пушечный двор, снабжавший артиллерией русскую армию и молодой российский флот. Рядом построили арсенал. Возникли Литейная и Пушкарская слободы, где жили мастеровые.
     Широкая просека соединила Литейный двор с "Большой першпективной дорогой" (Невским пр.). Вскоре просека стала улицей, получившей название Литейной, а затем проспектом. До революции территория, по которой проходит Литейный пр и пересекающие его улицы, именовались Литейной частью Петербурга.
     В 1851 г. Литейный двор был ликвидирован, и проспект получил выход к Неве.
     Литейную часть с Выборгской стороны до 1870-х гг. соединял наплавной мост. В 1874-1879 гг. по проекту инж. А.Е. Струве был сооружен Литейный мост. Это второй по времени постройки постоянный и первый стальной мост через Неву.
     Строителям моста пришлось преодолеть огромные трудности: глубина Невы здесь достигает 15-20 м, неоднородные грунты дна одладают различной плотностью.
     Чугунная ограда моста, выполненная по проекту арх. К.К. Рахау, является образцом высокого искусства русских литейщиков. В каждом звене ограды изображены русалки, поднявшие старинный герб Петербурга - щит со скрещенными якорями и скипетр под короной.
     Литейный мост - первая в мире речная переправа, освещенная электричеством.
     В 1967 г. мост реконструирован в связи с возросшей интенсивностью движения как по Волго-Балту, так и городского наземного транспорта. Он стал на 10 м. шире, разводной пролет увеличен до 55 м. На обоих берегах Невы при спуске с моста устроены транспортные развязки.
     Начало проспекта отмечают два симметрично расположенных здания (д.1 и 2), построенные в 1851-1853 гг. для артиллерийского ведомства по проекту А.П. Гемилиана в формах архитектуры неоренессанса.
     Среди окружающих домов заметно выделяется расположенное на углу Литейного пр. и ул. Шпалерной (ранее ул. Воинова) монументальное административное здание (д.4), решенное в простых и четких архитектурных формах. Вертикальные линии высоких пилонов в сочетании с подчеркнуто утяжеленным первым этажом придают ему особую выразительность. Сооруженное в 1931-1932 гг. по проекту А.И. Гегелло, А.А. Оля, Н.А. Троцкого, оно является интересным памятником советской архитектуры. Ранее на этом участке находился "Старый пушечный двор", известный с середины XIX в. под названием "Старый арсенал". На его месте с 1865 г. размещался Петербургский окружной суд и судебная палата.
     В 1877 г. здесь происходили политические процессы, известные под названием "Процесс 50-ти" и "Процесс 193-х". На "Процессе 50-ти", используя право последнего слова, с пламенной антиправительственной речью выступил рабочий петербургской ткацкой фабрики Торнтона Петр Алексеев. В марте 1881 г. в Петербургском окружном суде были приговорены к смертной казни члены организации "Народная воля", участвовавшие в покушении на Александра II. В 1887 г. здесь судили А.И. Ульянова и его товарищей.
     С осени 1893 по 1895 г. В.И. Ленину, начинающему адвокату, приходилось посещать совет присяжных поверенных при Петербургском окружном суде. В феврале 1917 г. здание Окружного суда было сожжено восставшим народом. К этому зданию примыкал Дом предварительного заключения (ул. Шпалерная д.25), где в заключении находились народники и пролетарские революционеры. С декабря 1895 г. в одиночной камере № 193 содержался В.И. Ленин.
     На противоположной стороне Литейного проспекта территорию, ограниченную ул. Шпалерной и Чайковского, в XVIII в. занимал "Новый пушечный двор". В 1800 г. по проекту арх. Ф.И. Демерцова здесь был сооружен "Новый арсенал", к 1870 г. перестроенный Р.Р. Генрихсеном, использовавшим в отделке фасада мотивы средневековой архитектуры (д.3). В комплекс зданий, находившихся здесь, входили главное артиллерийское управление, Санкт-Петербургские орудийный и патронный заводы и другие учреждения артиллерийского ведомства.
     Осенью 1893 г. в гильзовое отделение патронного завода поступил 18-летний М.И. Калинин. В 1911-1912 гг. он работал на орудийном заводе.
     С событиями, предшествовавшими декабрьскому вооруженному восстанию 1905 г., связан д.15. 4 декабря, после ареста Петербургского Совета рабочих депутатов, в нем состоялось совещание членов ЦК, ПК РСДРП и оставшихся на свободе членов Исполкома Советов, на котором обсуждался вопрос о необходимости вооруженного выступления против правительства. На совещании присутствовал В.И. Ленин.
     На углу Литейного проспекта (д.20) и Кирочной ул. выделяется здание, увенчанное угловой башней с шатром, создающей высотный акцент в панораме проспекта. В оформлении его фасадов использованы элементы древнерусского зодчества и керамическая облицовочная плитка. Это быв. Офицерское собрание армии и флота, возведенное в 1893-1895 гг. инж. В.К. Гаугером и А.Д. Донченко; после победы Великого Октября - Дом Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1918 г. здесь находился Петроградский комитет большевистской партии. На митингах и собраниях выступали известные деятели партии.
     От перекрестка Литейного проспекта с ул. Пестеля открывается вид на пятиглавый Спасо-Преображенский собор, окруженный оградой из стволов трофейных турецких пушек. Он был сооружен в 1743-1754 гг. по проекту арх. М.Г. Земцова и П.-А. Трезини и перестроен в в 1827-1829 гг. В.П. Стасовым. В противоположной стороне, зрительно замыкая перспективу ул. Пестеля, вырисовывается силуэт Пантелеймоновской церкви.
     Дом 24/27 на углу Литейного и ул. Пестеля (быв. доходный дом Мурузи) с характерными для архитектуры периода эклектики эркерами и балконами, декорированный элементами мавританского зодчества, сооружен в 1874-1875 гг. по проекту А.К. Серебрякова и П.И. Шестова. В 1876-1877 гг. арх. Ю.О. Дютель построил в псевдорусском стиле угловой дом 21/14. В 1927-1938 гг. в нем жил С.Я. Маршак.
     На Литейном целый ряд домов связан с именами крупнейших литераторов. В д.33 осенью 1917 г. поселился С.А. Есенин и прожил здесь несколько месяцев. В этот период им созданы поэмы "Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик".
     Пятнадцать лет - с 1922 по 1937 г.- в этом доме прожил К.А. Федин. Здесь создавался его первый роман "Города и годы", ставший заметным явлением молодой советской литературой.
     На углу Литейного и ул. Некрасова (быв. Бассейной) стоит трехэтажный дом № 36, построенный в 1781-1782 гг. С 1857 до 1877 г. здесь жил Н.А. Некрасов. В 1858 г. владельцем дома стал издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский. Первоначально двухэтажное здание в 1859 г. было надстроено.
     В этом же доме в 1858-1859 гг. вместе с Некрасовым жил Н.А. Добролюбов. Его последние месяцы жизни до ноября 1861 г. прошли в д.32 по Литейному пр.
     В течение дватцати лет квартира Некрасова на Литейном была центром передовой русской демократической литературы. В ней размещались редакции двух крупнейших журналов: сначала "Современника", а после того как царское правительство закрыло этот журнал,- "Отечественных записок", которые в 1868 г. возглавил Некрасов. Одним из его соредакторов был М.Е. Салтыков-Щедрин.
     В редакцию приходили И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Г.И. Успенский и другие литераторы.
     На противоположной стороне дом на высоком цоколе, с порталом и кариатидами, поддерживающими балкон (д.39). Возведенный в 1846-1848 гг. в формах неоренессанса, дом является одним из лучших произведений арх. Г.А. Боссе. В 1857 г. здание было перестроено арх. А.И. Резановым для Департамента уделов, ведовшего государственными землями, крестьянскими податями, повинностями и т.п. Здесь не раз происходили сцены, одну из которых описал Н.А. Некрасов в стихотворении "Размышления у парадного подъезда".
     В расположенном рядом сквере в 1922 г. установлен бюст Н.А. Некрасова работы ск. В.В. Лишева.
     Подчеркнуто пышным фасадом, насыщенным разнообразными элементами декоративного убранства, обращает на себя внимание быв. дворец З.Н. Юсуповой, завершающий перспективу ул. Белинского (д.42). Дворец сооружен в 1852-1858 гг. по проекту арх. Л.Л. Бонштедта, свободно использовавшего приемы архитектуры барокко. Фасад здания облицован бременским песчаником. Из этого же материала выполнены колонны, пилястры, статуи, кариатиды, вазы. В интерьерах дворца широко использованы искусственный мрамор, позолота, лепка, декоративная живопись.
     Дом 44 с большими арочными окнами в центре фасада принадлежал архитектору А.Х. Пелю, он построен по его проекту в 1852-1854 гг. Ему принадлежал и соседний д.46, перестроенный в 1865 г. Колоннада проезда и стройная решетка во дворе сооружены в 1906 г, монументальные жилые корпуса с майоликовыми горельефами - в 1912 г.
     Оживленно вечерами у д.51, во дворе которого расположен театр драмы и комедии. Когда-то эта территория входила в состав усадьбы Шереметевых, простиралась от Фонтанки до нынешнего Литейного проспекта. В 1909 г. в доме, перестроенном из быв. конюшен, был открыт частный Литейный театр. После победы Великого Октября его история связана со многими яркими страницами театральной жизни города. Так, в конце 1920-х гг. здесь ставил спектакли ТРАМ - Tеатр рабочей молодежи, организованный молодыми рабочими заводов и фабрик, пользовавшийся огромной популярностью. ТРАМ привлек внимание А.В. Луначарского, А.М. Горького и других деятелей культуры. В работе этого театра принимал участие молодой Д.Д. Шостакович - он написал музыку для для некоторых его спектаклей.
     На территории быв. усадьбы Шереметевых стоит и д.53 - с железобетонным каркасом и монументальной колоннадой коринфского ордера - Шереметевский пассаж, сооруженный в 1914 г. по проекту М.В. Красовского (надстроен в 1930-х гг.).
     На Литейный проспект обращен центральный корпус и боковые флигеля Мариинской больницы (д.56), построенной в 1803-1805 гг. по проекту Д. Кваренги. Центральный корпус, акцентированный восьмиколонным ионическим портиком, стоит в глубине двора, отдаленного от улицы строгой оградой.
     Интересна история д.60 по Литейному проспекту. В нем тринадцать лет прожил выдающийся русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин: с 1876 г. по апрель 1889-го, до конца жизни. Здесь создавались многие крупнейшие его произведения: были закончены "Благонамеренные речи", "В среде умеренности и аккуратности", "Господа Головлевы" и другие; написаны "Современная идиллия", "Пестрые письма", "Мелочи жизни", "Пошехонская старина", почти все сказки. У Салтыкова-Щедрина бывали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, писателя посещали многочисленные студенческие делегации. В составе таких делегаций у него побывали Анна и Александр Ульяновы.
     В 1894-1895 гг. в этом доме в квартире прогрессивной общественной деятельницы А.М. Калмыковой В.И. Ленин встречался с петербургскими марксистами. Здесь же размещались магазин и книжный склад Калмыковой, который, по свидетельству Н.К. Крупской, "был своеобразной явкой, где происходили постоянно разные свидания, куда съежались люди с разных сторон..". В квартире Калмыковой остановился В.И. Ленин в феврале 1900 г., направляясь из сибирской ссылки в назначенный ему местом жительства Псков, и здесь состоялось совещание с петербургскими социал-демократами, посвященное изданию газеты "Искра". Приходил сюда В.И. Ленин и в годы первой русской революции.
     Современный Литейный заканчивается у Невского пр., а в XVIII в. он продолжался до Владимирской пл. В 1806 г. та его часть, которая начиналась от Невского пр., получила название Владимирского пр. Его длина - немногим более 500 м.

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования