Hosted by uCoz

Пешком по городу:






Пользовательского поиска

     Река Фонтанка когда-то называлась Безымянным ериком (ерик-небольшой водный проток, вытекающий из реки и в эту же реку впадающий). Она берет начало из Невы и, охватив плавной дугой центральную часть города, снова впадает в Неву у самого ее устья. Протяженность реки - 6 км 700 м. Уже в первое десятилетие XVIII в. в связи с устройством фонтанов в Летнем саду она стала именоваться Фонтанной рекой, а позднее - Фонтанкой.
     Напряженная автомобильная магистраль в наши дни, Фонтанка в первой половине XVIII в. была юго-западной границей города. Берега реки застраивались усадьбами. Первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I.
     Строительство вдоль Фонтанки велось в основном по "образцовым" проектам, разработанным Д. Трезини. Некоторые усадьбы имели гавани. Сквозного проезда по берегам тогда не существовало.
     Во второй половине XVIII в. в связи с дальнейшим ростом территории Петербурга Фонтанка вошла в черту города. В 1780-1789 гг. ее берега были одеты в гранит, созданы набережные, а на смену небольшим усадебным домам пришли более монументальные сооружения.
     Архитектурный облик Фонтанки во многом определяют мосты, которые были воплощением передовой инженерной мысли и яркими образцами зодчества. Первый каменный мост через Фонтанку был сооружен над ее истоком в 1769 г. Название моста - Прачечный - связано с тем, что на левом берегу находился Прачечный двор. Издали четко видны плавные очертания и безукоризненные пропорции трехпролетного моста, гармонично замыкающего перспективу Фонтанки и придающего особое очарование этому уголку города.
     На левом берегу, неподалеку от истока, стоит двухэтажное здание с колоннами и угловыми куполами (д.6). С 1835 г. здесь размещалось Училище правоведения. Дома, находившиеся на этом участке с XVIII в., были перестроены для учебного заведения арх. А.И. Мельниковым, внутренние помещения переделывались по проекту В.П. Стасова.
     Из стен Училища правоведения вышли выдающиеся деятели русской культуры: композиторы П.И. Чайковский и А.Н. Серов, художественный критик В.В. Стасов и его брат, известный юрист Д.В. Стасов. В 1909-1910 гг. здание перестроено арх. П.Ю. Сюзором. С 11 по 25 ноября 1917 года в этом доме проходили заседания Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. 14 и 18 ноября на съезде выступал В.И. Ленин.
     Напротив Летнего сада на территории, ограниченной набережной и Соляным пер., а также начинающимися от Фонтанки ул. Гангутской и Пестеля (быв. Пантелеймоновской), в начале XVIII в. находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей города. От комплекса Партикулярной верфи сохранилась лишь быв. Пантелеймоновская церковь (ул. Пестеля, 2а), которая хорошо видна с набережной. Это интересный образец культового зодчества стиля барокко. Церковь построена по проекту арх. И.К. Коробова в 1735-1739 гг. в память о замечательных победах молодого русского флота в битвах при Гангуте и Гренгаме.
     С набережной виден и торцовый фасад д.11 по ул. Пестеля, оформленный в 1946 г. по проекту арх. В.А. Каменского в виде грандиозной мемориальной доски в память героических защитников полуострова Ханко (русское название Гангут) 22 июня - 2 декабря 1941 г. Надпись не случайно помещена здесь - этим подчеркивается преемственнось славных традиций разных поколений русских моряков.
     В конце XVIII в. на территории Партикулярной верфи были устроены склады для соли и вина, и место получило название "Соляной городок". В 1780-х гг. по проекту арх. Ф.И. Волкова было сооружено строгое протяженное здание, обращенное главным фасадом на Фонтанку (д.10). Внешнее богатое оформление оно получило в 1870 г. по проекту арх. Л.Ф. Фонтана в результате приспособления под знаменитую Всероссийскую промышленную выставку. Для нее на территории Соляного городка были выстроены временные павильоны по проекту арх. В.А. Гартмана. В 1876-1879 гг. арх. И.С. Китнер построил здание Сельскохозяйственного музея (Гангутская ул., 1). В этом здании 9 ноября 1917 г. на расширенном заседании Петроградского совета профессиональных союзов совместно с правлением профсоюзов выступил В.И. Ленин с речью о текущем моменте. Заседание приняло большевистскую резолюцию, призывавшую профсоюзы Петрограда к активной поддержке Советской власти.
     Пантелеймоновский мост (быв. Пестеля) - один из красивейших на Фонтанке. Высокие устои для фонарей сделаны в виде пучков копий, чугунные перила украшены стилизованными изображениями римских щитов с воинскими доспехами. Мост построен в 1907-1914 гг. по проекту арх. Л.А. Ильина и инж. А.П. Пшеницкого на месте висячего цепного моста, сооруженного в 1824 г. по проекту инж. Г. Третера и П.С. Христиановича.
     С набережной Пантелеймоновского моста хорошо виден Михайловский (Инженерный) замок. К Фонтанке обращен его восточный, скромно оформленный фасад.
     На участке, который занимает д.14,стояли два здания, принадлежавшие Олсуфьевым. В одном из них останавливался в 1897 г. Л.Н. Толстой во время последнего приезда в Петербург. В 1902 г. правый корпус был перестроен. Это первое осуществленное произведение А.В. Щусева, впоследствии выдающегося советского зодчего. В 1910 г. Щусев перестроил и левый корпус. Придав обоим зданиям формы раннего петербургского барокко, архитектор удачно вписал их в панораму участка набережной.
     С д.16 связаны многие трагические страницы истории освободительной борьбы в России. Здесь с 1838 г. размещалось "Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии", которое А.И. Герцен метко назвал "центральной шпионской конторой". Сюда были доставлены арестованные в ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. участники кружка М.В. Буташевича-Петрашевского, и среди них Ф.М. Достоевский. Отсюда через два дня петрашевцев перевезли в Петропавловскую крепость. В 1880 г. III отделение сменил депортамент полиции, занявший это же здание. Здесь во время следствия находились многие герои "Народной воли". В тюремной камере Н.И. Кибальчич, арестованный по делу о 1 марта 1881 г., понимая, что его ждет смертная казнь, работал над первым в мире проектом реактивного летательного аппарата. 20 октября 1891 г. в это здание пришел молодой В.И. Ленин за разрешением на поездку за границу, но в просьбе ему было отказано.
     В Д.20, С 1812 г. принадлежавшем обер-прокурору Синода, министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну, жили директор департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий А.И. Тургенев и его младший брат Н.И. Тургенев - известный ученый-экономист, один из идейных руководителей движения декабристов.
     В д.24 в 1880-х гг. жил поэт и художник Я.П. Полонский. В 1888-1892 гг. П.И. Чайковский, приезжая в Питербург, останавливался здесь у своего брата Модеста. В декабре 1905 г. в этом доме в квартире Е.Ф. Крит состоялось совещание членов ЦК РСДРП с руководителями издательства "Знание", посвященное выпуску политической литературы, в которой принимали участие В.И. Ленин и М. Горький.
     С именами многих деятелей русской общественной жизни и культуры первой трети XIX в. связан д.26, построенный в 1804-1806 гг. А.Д. Захаровым. В этом доме после ранения в Бородинском бою несколько месяцев жил П.И. Пестель. Здесь же он останавливался во время пребывания в Петербурге в 1816 г. Во флигеле, выходящем на Моховую ул (д.41), прошли последние годы жизни Н.М. Карамзина. У него бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский. В этом же флигеле жили друзья Пушкина П.А. Вяземский и дочь М.И. Кутузова Е.М. Хитрово, которых поэт постоянно навещал. В салоне Е.М. Хитрово можно было встретить В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.
     От угла набережной и ул. Белинского открывается вид на выдающийся памятник культового зодчества - церковь Симеония и Анны, сооруженную в 1731-1734 гг. арх. М.Г. Земцовым. Центральный объем увенчан восьмериком и куполом, выполненным из дерева. К одноэтажной трапезной примыкает многоярусная колокольня.
     На противоположной стороне Фонтанки расположен Петербургский государственный цирк (д.3). Он построен по заказу антрепренера Г. Чинизелли в 1876-1877 гг. арх. В.А. Кенелем. Это первый стационарный цирк в нашей стране. С ним связаны имена многих выдающихся мастеров манежа.
     Здесь часто бывал А.И. Куприн, любивший цирковое искусство. Большая дружба связывала писателя со многими артистами, цирку посвящен целый ряд его произведений. С цирком Чинизелли связана и повесть Д.В. Григоровича "Гуттаперчевый мальчик".
     В 1959-1963 гг. здание цирка было капитально реконструировано. Здесь основанный в 1928 г. музей цирка.
     За мостом Белинского, на левом берегу Фонтанки, в глубине парадного двора расположен дворец Шереметевых, так называемый Фонтанный дом - замечательный памятник русского зодчества середины XVIII в., построенный арх. С.И.Чевакинским и Ф.С. Аргуновым (д.34). Небольшой мезонин с лучковым фронтоном подчеркивает центральную часть фасада. Нарядная чугунная ограда выполнена в 1844 г. по проекту И.Д. Корсини. На арке ворот изображен герб Шереметевых. В 1867 г. ко дворцу был пристроен северный флигель во дворе (арх. Н.Л. Бенуа).
     Дворец связан с именем А.С. Пушкина - летом 1827 г. великий поэт приходил сюда позировать художнику О.А. Кипренскому.
     В 1930-х гг. в одном из флигелей этого дома жила А.А. Ахматова. Здесь ее застала Великая Отечественная война, сюда поэтесса вернулась после эвакуации. Фонтанный дом является местом действия ряда сцен "Поэмы без героя".
     Рядом с дворцом Шереметевых - протяженное трехэтажное здание, центральная часть которого выделена восьмиколонным портиком (д.36). Оно построено в 1804-1807 гг. по проекту Д. Кваренги в характерных формах строгого классицизма для Екатерининского института - привилегированного женского учебного заведения. в наши дни здание принадлежит Российской национальной библиотеке.
     В соседнем д.38 в 1854-1856 гг. снимал квартиру И.С. Тургенев, в то время сотрудник журнала "Современник". В этом доме писатель работал над романом "Рудин", здесь возник замысел романа "Дворянское гнездо". В квартире Тургенева часто собирались литераторы, сотрудничавшие в "Современнике", здесь обсуждались литературные новости, велись горячие споры об искусстве. У Тургенева бывали Н.А. Некрасов, И.И. Панаев, А.Ф. Писемский, А.К. Толстой, А.Н. Островский. В 1855 г. у Тургенева остановился приехавший из Севастополя Л.Н. Толстой.
     Редакция журнала "Современник", в 1846 г. перешедшего к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву, с 1847 по 1857 г. находилась на противоположном берегу в д.19 на углу Фонтанки и Итальянской ул. в квартире Панаевых, где Некрасов прожил у своих друзей несколько лет. Здесь начал сотрудничество в "Современнике" В.Г. Белинский, а в 1850-х гг. - Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
     Соседний угловой участок в первые десятилетия XIX в. занимал дом Д.Л. Нарышкина, который был хорошо знаком со многими известными литераторами. На приемах и балах у Нарышкина можно было П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, Н.И. Гнедича. Посещал Нарышкина и А.С. Пушкин.
     В 1844-1846 гг., когда владелицей дома стала графиня С.Л. Шувалова, его перестроил арх. Б. Симон. Автор проекта фасадов, решенных в формах архитектуры ренессанса,- арх. Н.Е. Ефимов.
     Дом 25 тесно связан с историей декабризма. В нем в 1810-1820-х гг. жили декабристы Никита и Александр Муравьевы.
     Семью Муравьевых, славившуюся своим гостеприимством и радушием, постоянно посещали литераторы, художники, многочисленные друзья. Приезжая в столицу, здесь останавливался поэт К.Н. Батюшков, который в одном из своих стихотворений упоминал "Фонтанку, этот дом и столько милых лиц...". В 1818 г. в доме поселился Н.М. Карамзин и прожил здесь несколько лет. Некоторое время у Муравьевых жили художник О.А. Кипренский и известный гравер Н.И. Уткин. Здесь бывали В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, А.С. Пушкин.
     У братьев Муравьевых часто собирались М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, М.С. Лунин, И.Д. Якушкин, С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев и др. В этом доме не раз проходили важнейшие совещания, в которых принимали участие К.Ф. Рылеев и П.И. Пестель. Здесь обсуждался проект конституции, написанный Никитой Муравьевым. Из этого дома после поражения восстания декабристов уехала к мужу в Сибирь А.Г. Муравьева.
     Почти рядом с домом Муравьевых Фонтанку пересекает невский пр.
     Далее, на левом берегу, находятся здания быв. подворья Троице-Сергиевской лавры (д.44), сооруженные в 1840-х гг. арх. А.М. Горностаевым (позже перестроены). Сейчас здесь размещается Центральная городская библиотека им. В.В. Маяковского.
     Дом 46, сооруженный в первой половине XVIII в., был перестроен в 1843 г. арх. В.Я. Лангвагеном, обработавшим фасад здания в характерных формах барокко.
     В д.50 в 1917 г. помещалось Центральное правление Петраградского союза металлистов - крупнейшего профсоюза столицы. К Октябрю в нем состояло более 210 тыс. рабочих и преобладало влияние большевиков.
     В 1948-1965 гг. в этом доме жил известный советский писатель и художник Е.И. Чарушин. Книги Чарушина для детей, которые он сам иллюстрировал, получили признание и любовь читателей всех возрастов.
     Во второй половине XIX- начале XX в. левый берег реки за Аничковым мостом в основном застраивался многоэтажными доходными домами.
     Интересным образцом архитектуры модерна является быв. доходный дом гр. М.П. Толстого (д.54), построенный в 1910-1912 гг. арх. Ф.И. Линдвалем. Замечательная особенность здания - анфилада трех прекрасно оформленных дворов, соединенных высокими аркадами.
     Еще один интересный дом на этом участке набережной - д.64, с пышными наличниками и скульптурными деталями из терракоды, фасад которого оформлен в характере дворцов итальянского Возрождения. Он построен в 1889-1890 гг. арх. Г.В. Барановским и принадлежал купцу Г.Г. Елисееву.
     С событиями первой русской революции связан д.55 на углу Фонтанки и пл. Ломоносова, где 10 декабря 1905 г. в квартире Л.Б. Красина собрались члены ЦК и ПК РСДРП совместно с представителями Боевой и Военной организации при ПК, чтобы обсудить вопрос о поддержке Московского вооруженного восстания. В совещании принимали участие В.И. Ленин, Н.К. Крупская, В.А. Антонов-Овсеенко.
     Мост Чернышев - замечательный памятник русского мостостроения, один из семи однотипных каменных мостов через Фонтанку, сооруженных в 1780-х гг. (пять не сохранились). Четко очерчены арки его пролетов. Живописный облик придают ему четыре гранитные башни. Мост был разводной, и в башнях находились подъемные механизмы.
     Справа перед мостом на Фонтанку раскрывается пл. Ломоносова (быв. Чернышева), которая входит в грандиозный ансамбль двух площадей и соединяющей их улицы, созданный в 1828-1834 гг. по проекту К.И. Росси.
     В 1892 г. в центре площади в небольшом сквере был установлен бюст М.В. Ломоносова работы ск. П.П. Забелло.
     Полукруглую форму пл. Ломоносова придает главный фасад монументального здания, возведенного К.И. Росси для Министерства народного просвещения. Центральная часть фасада, подчеркнутая портиком из четырех пар колонн, стоящих на высоком цоколе, прорезана тремя арками. В перспективе одной из них виден Гостиный двор и купол Казанского собора. После победы Октябрьской революции до переезда Советского правительства в Москву здесь, на пл. Ломоносова, находился Народный комиссариат просвещения, который возглавлял А.В. Луначарский.
     В архитектурный ансамбль площади входит д.57 по наб. Фонтанки, построенный по проекту Росси (при участии И.И. Шарлеманя). Здесь находилось Министерство внутренних дел, где служили И.С. Тургенев, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин.
     С событиями 14 декабря 1825 г. связан д.90 по наб. Фонтанки (построен в конце XVIII в.), где находились казармы лейб-гвардии Московского полка. Отсюда братья М.А. и А.А. Бестужевы и Д.А. Щепин-Ростовский повели восставший полк на Сенатскую площадь.
     У пересечения Фонтанки с ул. Гороховой по обе стороны Семеновского моста расположены предмостные площади. Еще в 1760-х гг. арх. А.В. Квасовым был разработан проект планировки прилегающих к Фонтанке кварталов и предмостных площадей в местах пересечения с основными улицами. Из них до наших дней сохранились площади у Семеновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов. Площадь на левом берегу реки, полукруглой формы, получила завершение после перестройки в начале XIX в. жилого д.92, решенного в строго классических формах. Правая, прямоугольная, включает два дома с колоннадами: д.79 (перестроен в 1831-1832 гг., арх. А.И. Мельников) и д.81 (1780-1790 гг.). Они являются как бы кулисами, за которыми открывается перспектива Гороховой ул., завершенная башней Адмиралтейства.
     В д.96 в 1906 г. находилась большевистская типография "Электропечатня товарищества "Дело"", где печатались брошюры В.И. Ленина, журнал "Вестник жизни", в издании которого принимали участие В.И. Ленин, А.В. Луначарский, В.В. Воровский и другие видные деятели большевистской партии. Здесь же выходили большевистские газеты "Волна", "Вперед", "Эхо", "Новая волна". Все они последовательно, под иными названиями продолжали "Новую жизнь" - первую легальную большевистскую газету, просуществовавшую немногим более месяца и закрытую царским правительством.
     Памятниками архитектуры конца XVIII в. являются три почти одинаковых дома на правом берегу Фонтанки -97,99,101. Два из них д.97 и 101 -принадлежали семье Олениных
     У А.Н. Оленина - первого директора Петербургской публичной библиотеки, президента Академии художеств - часто собирались крупнейшие писатели, поэты, художники, музыканты, ученые: К.П. и А.П. Брюлловы, О.А. Кипренский, М.И. Глинка, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич и многие другие. После окончания Лицея частым гостем Олениных был А.С. Пушкин.
     Дом 106 - бывшая Обуховская больница, одна из первых городских больниц в России, открытая в 1779 г. Сначала она размещалась в нескольких деревянных бараках, затем в 1784 г. было сооружено каменное здание. В середине XIX в. Обуховская больница была значительно расширена и в начале следующего столетия насчитывала около трех тысяч коек. Она являлась важным центром научных исследований. Современное здание построено в послевоенные годы.
     Обуховская больница связана с именами многих крупнейших деятелей отечественной медецины. В 1835-1836 и 1845-1856 гг. консультантом больницы был Н.И. Пирогов. Здесь он читал лекции по хирургической анатомии, проводил научные исследования, делал операции; в 1847 г. впервые применил эфирный наркоз. В 1880-1890-х гг. в ней работал выдающийся терапевт и общественный деятель А.А. Нечаев. Сорок лет, с 1895 г. по 1934-й, до конца жизни, проработал в Обуховской больнице замечательный хирург И.И. Греков. С этим лечебным учреждением связана деятельность известных советских врачей: терапевта Н.С. Молчанова и хирурга А.В. Мельникова. В настоящее время здесь размещается Военно-медицинская академия.
     Далее Фонтанку пересекает Московский пр. На правом берегу - полукруглая предмостная площадь, застройка которой завершена в 1949-1952 гг. арх. В.И. Кузнецовым и В.В. Поздняковым.
     В сквере на углу Московского пр. и набережной сохранился первый верстовой столб, отмечавший начало дороги в Царское село (ныне г. Пушкин), на Москву, в южные губернии России. Мраморный столб установлен в 1774 г. (арх. А. Ринальди).
     На противоположной стороне Фонтанки - Юсуповский дворец (д.115). Сооруженный в середине XVIII в., он был постоен в 1790-х гг. по проекту Д. Кваренги.
     Напротив, на левом берегу находится Измайловский сад (д.114). Еще в первой половине XIX в. этот участок арендовали всевозможные клубы, а в саду устраивало вечера Танцевальное общество. В 1901 г. в глубине участка открывался театр, сооруженный по проекту арх. П.В. Резвого. Зрелищный комплекс получил название "Буфф", что в переводе с итальянского означает "шутка". Огромную популярность ему принесли прославленные русские артисты оперетты и эстрады: А.Д. Вяльцева, В.В. Панин, А.Н. Феона и многие другие.
     Несколько далее - бывшая загородная усадьба выдающегося русского поэта Г.Р. Державина (д.118), принадлежавшая ему с 1791 по 1816 г., построенная его другом, исвестным арх. Н.А. Львовым. У Державина часто собирались члены литературного кружка "Беседа любителей русского слова". В 1840-х гг. здание перестроено по проекту арх. А.М. Горностаева для Римско-каталической духовной коллегии.
     В д.131 с 1950 по 1979 г., до самой смерти, жил и работал замечательный советский композитор В.П. Соловьев-Седой.
     Образ старого Петербурга оживает при взгляде с левого берега Фонтанки на перспективу Большой Подъяческой улицы: справа видна пожарная каланча, вдали - золотой купол Исаакия. В панораме Крюкова канала красуется колокольня Никольского собора.
     Между Фонтанкой и Мойкой, за Крюковым каналом, соединяющий эти реки, в XVIII - XIX вв. простиралась окраинная часть Петербурга, носившая название "Коломна".
     Египетский мост через Фонтанку по Лермонтовскому пр. украшен чугунными сфинксами, выполненными известным скульптором П.П. Соколовым для старого цепного моста, построенного в 1826 г. Он обрушился в январе 1905 г. при прохождении эскадрона конного полка. Ныне существующий мост сооружен в 1955 г. (арх. П.А. Арешев, В.С. Васильковский и инж. В.В. Демченко). В оформлении декоративных обелисков и решеток моста использованы мотивы искусства Древнего Египта.
     Недалеко от моста расположен д.159, который отличают живописный силуэт, динамичная асимметрия композиции, выразительная пластика фасадов со свободно сгруппированными эркерами и банконами. Благодаря повороту реки дом виден издалека. Он построен в 1910-1912 гг. по проекту арх. А.Ф. Бубыря.
     В Коломне, на правом берегу Фонтанки, после оканчания Лицея, в 1817-1820 гг. жил А.С. Пушкин (д.185, перестроен). Здесь поэта часто посещали близкие друзья А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский. В этом доме Пушкин создал вольнолюбивые стихи: оду "Вольность", " К Чаадаеву", острые политические эпиграммы. Здесь же была закончена его первая большая поэма "Руслан и Людмила".
     В этом же доме в конце жизни поселился К.И. Росси. Всеми забытый великий зодчий умер здесь в 1849 г.
     В перспективе конечного отрезка Фонтанки виден Старо-Калинкин мост, архитектурные формы которого аналогичны облику моста Чернышева. Вблизи с 1817 по 1820 г. находился Благородный пансион при Петербургском университете (д.164). После окончания Лицея здесь преподавал и жил на казенной квартире В.К. Кюхельбекер. Среди его воспитанников был будущий композитор М.И. Глинка.
     На правом берегу перед мостом находится пл. Репина (быв. Калинкина), сформировавшаяся в 1760-х гг. Мраморный верстовой столб возле сквера напоминает о том, что отсюда начиналась Петергофская дорога. Он установлен в 1782 г. (арх. А. Ринальди).

Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования